8 (83130) 6-98-99

Художник по свету Питер Хью: «Идеальный способ осветить пространство — это представить, как люди будут себя в нём чувствовать»

Peter Hugh.jpg

Герой этого поста — американский художник по свету и основатель компании Hugh Lighting Design Питер Хью. Питер занимается архитектурным световым дизайном и относится к своему делу с удивительной страстью и благоговением. Без шуток, он и в самом деле уверен, что свет обладает магическими свойствами. Читайте перевод его интервью для сайта Signify — и вы сами сможете в этом убедиться.

Университет штата Иллинойс_Урбана-Шампейн, США.jpg

Почему тебе так нравится работать со светом?

Для меня работа со светом — это точка, в которой пересекаются моё образование, мой опыт и даже детские мечты. Когда я был ребёнком, все мои друзья хотели быть ковбоями, индейцами или офицерами полиции. Я же бредил всякими подземельями и драконами и мечтал стать волшебником . В университете я изучал психологию и театральное искусство, и там же начал подрабатывать электриком на съёмочной площадке.

Поначалу мне просто нравилось возиться с осветительными приборами, но в какой-то момент я понял, что это похоже на магию. Есть что-то удивительное в том, как свет может влиять на эмоции и даже на поведение людей. С помощью света я могу сделать так, чтобы человеку понравилось определённое пространство, чтобы он вошёл в магазин или подошёл к какой-то конкретной стене. Это воздействие нельзя измерить, потому что оно работает на подсознательном уровне, но это, действительно, похоже на магию: все эти световые приборы и технологии — как огромная книга заклинаний, с помощью которой ты можешь сотворить что угодно.

Офис компании Pampered Chef_Эддисон, США.jpg

Ты используешь в своей работе свои знания психологии и театра?

Конечно. Например, я постоянно применяю одно из ключевых театральных правил: когда выставляешь свет, нужно сделать главными 1-2 источника и позволить остальным их поддерживать. Гораздо эффективнее последовательно наслаивать элементы освещения друг на друга, чем валить всё в одно кучу.

Что касается знания психологии, оно помогает понять намерения наших клиентов. Идеальный способ осветить пространство — это представить, как люди будут себя в нём чувствовать. Отправной точкой в проектировании освещения должны быть именно чувства людей. К сожалению, когда мы говорим об этом с клиентами, многие из них смотрят на нас, как олени, застигнутые врасплох светом фар.

Меня вообще очень беспокоит деперсонализация света, сведение его к каким-то чисто техническим, численным характеристикам. Обезличивание света начинается там, где свет выставлен технически грамотно, но производит впечатление стерильного и плоского, когда есть нужный уровень освещённости, но не хватает тепла и индивидуальности. Я считаю, что художник по свету обязательно должен участвовать в проектировании пространства, ведь дизайнер — это не единственный человек, кто создаёт хорошую среду.

Лобби отеля 3Eleven_Чикаго, США.jpg

А как избежать такого обезличивания?

Давай вернёмся к психологии. Одно из упражнений, которое мы делаем с нашими клиентами, состоит в том, чтобы представить, как пространство оживает, превращается в человека. Каким именно человеком оно станет — бизнесменом, предпринимателем, спортсменом? Когда мы продумываем этот «персональный профиль», то начинаем понимать, чем это пространство отличается от всех остальных, и как мы можем это понимание использовать.

Это не значит, что мы всегда стремимся сделать пространство каким-то необычным, запоминающимся. Мы просто ориентируемся на чувства людей, которые в нём в итоге окажутся. Большинство людей не имеют никакого представления ни об уровнях света, ни о его температуре, но они прекрасно разбираются в том, как они чувствуют себя в этом пространстве.

Лестница в отеле Hyatt Regency O’Hare_Роузмонт, США.jpg

Влияют ли новые технологии на твою работу? Ты используешь какие-нибудь из них?

Скажем так: мы за ними «следим». Совсем недавно мы предложили паре клиентов установить лампы с регулируемой цветовой температурой. У одного из них все административные помещения расположены в цокольном этаже и не имеют окон. Я даже не заморачивался какими-то психологическими воздействиями, исходил из того, что настраиваемый свет улучшает самочувствие и настроение людей. Идея понравилась, но клиент не согласился её реализовать по чисто материальным причинам.

Важно понимать, что заказчик всегда думает о той выгоде, которую сможет извлечь из своего проекта. Мало кто берёт в расчёт экологию, но всех очень интересует бюджет. В реальной жизни клиенты спрашивают: «Что это даст? И сколько будет стоить?» Люди хотят понимать, что получат от внедрения тех или иных технологий, ещё до того, как потратят свои деньги. Может, я и мог бы убедить тех своих клиентов в необходимости нововведений, если бы существовали какие-то измеримые показатели вроде сокращения больничных или увеличения производительности труда. Но пока приходится оперировать более важными для них ценностями.

Бассейн Aqua Amenity Deck_Чикаго, США.jpg

Какие тренды существуют сегодня в архитектурном световом дизайне?

Я всё чаще слышу разговоры о циркадных ритмах, причём их обсуждают не только художники по свету, но и дизайнеры зданий и интерьеров. Вообще становится популярным всё, что связано с биологией. Я сейчас говорю даже не о том, как люди воспринимают освещённое пространство, а о том, как освещение может влиять на их психику. Это один из самых крупных трендов в освещении пространств — переход от косвенного эффекта к прямому воздействию. Освещение обладает огромным потенциалом, и хорошо бы люди, с их эгоизмом и амбициями, не попали в ловушку этой силы. Как говаривал дядя Бен, «С большой силой приходит большая ответственность». Художники по свету должны об этом помнить.

Освещение Парка Прерий, Уилинг, США.jpg

Ты используешь в своих проектах системы управления светом?

Да, разумеется. Сегодня без них не обойтись, у нас просто нет другого выбора. Но работать с ними не просто, во-первых, потому что некоторые элементы таких систем сами по себе очень сложны, а во-вторых, потому что в них используются самые разные протоколы, и у каждого из этих протоколов есть свои ограничения. Связывая тот или иной элемент управления с приборами, я должен не только добиться нужного мне эффекта, но ещё и научить своего клиента этим пользоваться. Большинство клиентов не готовы воспринимать сложные вещи, и мне приходится переводить всё это на простой язык, получается что-то вроде теории Эйнштейна «для чайников».

Шоурум Moen House, Чикаго, США.jpg

Ты доволен своей карьерой?

Да, мне нравится моя профессия. Нравится вставать каждое утро и с помощью света воплощать в жизнь свою детскую мечту о том, что я волшебник и могу менять мир к лучшему. Я общаюсь с хорошими людьми, часто смеюсь и ни о чём не жалею. В общем, как пел Фрэнк Синатра, «Мне повезло, что я всё делал по-своему».

Ресторан отеля Mariott Marquis, Чикаго, США.jpg

Фотографии к этой статье взяты с сайта компании Hugh Lighting Design.



Новости

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить