Интервью с художником по свету Марти Лэнгторном
Британский художник по свету Марти Лэнгторн известен своими художественными инсталляциями, театральными и танцевальными проектами. При этом Марти не ограничивается чисто практической работой, он постоянно ставит эксперименты, исследуя воздействие разных оттенков цвета на зрителей. В этом интервью он рассказывает о своём пути в профессии и о том, что его вдохновляет, а также даёт несколько полезных советов будущим художникам по свету.
Когда ты впервые пришёл в театр?
Когда я был ещё очень маленьким, моя мама повела меня на кукольный спектакль. Я до сих пор храню воспоминание о том волшебном мире, в котором я тогда оказался. Потом я играл какие-то роли в школьном театре, и мне это даже нравилось. Но когда я обнаружил, что именно за кулисами рождается атмосфера спектакля, я словно нашёл свой дом и своих единомышленников. Возможность создавать воображаемые миры и при этом оставаться невидимым — это круто!
А когда ты начал работать в театре?
Когда мне было 16. Я следил за спотами на концертах местной балетной школы и помогал оформлять сцену перед вечерними представлениями. Сначала я во всём подчинялся своему техническому менеджеру, но постепенно стал брать на себя больше ответственности, потом всё чаще стал попадать в ситуации, где многое приходилось решать самому, и в итоге стал театральным менеджером — человеком, который отвечает за весь процесс постановки. Это был бесценный опыт, после которого я вернулся в световой дизайн гораздо более подготовленным и зрелым специалистом.
Как ты обычно начинаешь свою работу над шоу?
Первым делом я пытаюсь проникнуть в самую суть шоу, как можно лучше понять его контекст и идеи. Хожу на репетиции и разговариваю с участниками представления, очень много общаюсь с художником-постановщиком. Это занимает много времени, но даёт прочную опору для формирования собственных идей.
Сам процесс постановки отличается от проекта к проекту. Иногда из-за нехватки репетиций приходится всё планировать заранее и в мельчайших деталях. Но мне всё-таки нравится более органичный процесс, когда я могу менять расположение приборов и интенсивность света по мере развития спектакля. Это более целостный и приятный подход, который помогает достичь большей согласованности. Гораздо сложнее добавлять освещение «поверх» готового шоу, когда процесс постановки уже практически завершён.
Забавно, что я часто нахожу подсказки в чужих работах и поэтому стараюсь посещать как можно больше представлений и выставок, причём не обязательно связанных с темой моего собственного проекта. Видимо, новые впечатления помогают мне взглянуть на проблему под другим углом.
У тебя есть любимые проекты?
Мне нравится, когда между мной и артистом существует какая-то незримая связь. Обычно такое интуитивное понимание друг друга возникает в процессе долгого сотрудничества. Например, мы сделали несколько совместных работ с художницей Шейлой Гелани и так сонастроились, что стали понимать друг друга без слов. Когда я что-то ей предлагаю, то в глубине души уже знаю, понравится ей это или нет. Мне очень нравится её внимание к деталям и любовь ко всему театральному.
Было приятно работать с актёром Дики Бо, он очень точно синхронизирует свою речь и хореографию, и мне нравилось отвечать светом на эти движения. Во время работы над спектаклем Camera Lucida в Театре Барбикан мы сотрудничали с художником Саймоном Винченци — от него я научился смотреть на многие вещи непривычным образом. Очень интересной оказалась работа с Эндрю Поппи и Джулией Бардсли над шоу, которое соединяло в себе музыкальное, театральное и изобразительное искусство.
Ты любишь живопись?
Да, меня завораживает то, как художники изображают свет — это похоже на то, как я рисую светом. При этом очень важны композиция и цветовые вариации. Когда я начал живописью, у меня появилось много идей насчёт того, как изображать человеческое тело или природный ландшафт в контексте перфоманса.
Мой самый любимый художник — Уильям Тёрнер, для меня его картины — настоящий источник вдохновения. Очень интересна игра света на картинах импрессионистов — Моне, Ренуара, Сёра и других.
В двух последних проектах — Warehouse Sky и Far From Home ты использовал люминесцентные лампы разных цветов. Почему ты пришёл именно к такому решению?
В обоих случаях отправной точкой были фотографии природных ландшафтов. Я всегда восхищался сочетаниями цветов, которые существуют в живой природе, и в этом проекте пытался воссоздать эти цвета с помощью фильтров, обёрнутых вокруг люминесцентных ламп. Есть что-то особенное в вибрациях, которые эти цвета создают вместе. Об этом можно почитать в учебнике Джозефа Альберса «Взаимодействие цвета» и у Гёте в его «Теории цвета», где он пытается совместить поэзию и науку.
Какое впечатление произвели эти инсталляции на тех, кто пришел на них посмотреть?
Люди описывали свой опыт как медитацию, какое-то духовное переживание. Я расставил стулья в зале в определённом положении, чтобы простимулировать созерцательный процесс. Работы никак не подписаны, мне хотелось, чтобы каждый мог погрузиться в свои собственные ощущения и воспоминания, без какого-то влияния извне.
Какими другими художниками, творчески использующими свет, ты восхищаешься?
Меня восхищают инсталляции Олафура Элиассона, они невероятно атмосферные. Одна из его работ была выставлена в «Световом шоу» в галерее Хейуорд. В кромешной темноте ряд небольших фонтанчиков освещался лишь случайными вспышками стробоскопа. Зрители воспринимают эту фонтанную хореографию как анимацию, серию отдельных кадров.
Очень интересные эксперименты со светом проводил Карлос Круз Диас — он использовал эффект адаптации человеческих глаз при переходе от одного цвета к другому и создавал целые калейдоскопические пространства.
Американский художник Спенсер Финч воздействует на естественный свет с помощью различных цветных фильтров. Его соотечественник Джеймс Таррелл манипулирует светом и пространством, чтобы связать повседневную жизнь человека с вечным космосом. Когда я смотрю на работы этих мастеров, я лучше понимаю свои собственные проекты.
Недавно ты принимал участие в проекте First Light, предназначенном для детей от нескольких месяцев до трёх лет. Что привлекло тебя к работе на такую юную аудиторию?
Главное качество маленьких зрителей — это бескомпромиссность. Когда им что-то нравится, они кричат или визжат от восторга, в противном случае они будут громко возмущаться или, чего доброго, заснут от скуки. Тебе не приходится гадать, что чувствует твоя аудитория, и эта непосредственность приносит большое удовлетворение.
Интересно, как строилась работа над этим проектом?
О, это было настоящее исследование: сначала мы посмотрели VR-фильм «Первые впечатления» от The Guardian (о том, как развивается человеческое зрение), а потом связались с лабораторией Sussex Baby Lab, чтобы узнать, как младенцы воспринимают оттенки цвета в первые месяцы своей жизни, как меняется их восприятие. Две недели мы экспериментировали, пытаясь анимировать разные звуки с помощью света, и наконец, обнаружили некое общее видение, которое и легло в основу нашего шоу.
Что ты можешь посоветовать тем, кто хочет пойти по твоим стопам?
У меня есть целых 9 советов:
1. Первое, что вам понадобится, это страсть и вдохновение — то самое топливо, на котором вы сможете преодолеть все трудности на этом пути. Меня до сих пор не покидает то чувство удивления и восхищения, которое я испытал, когда впервые попал в театр. Именно это чувство помогло мне достичь профессионального успеха. И если я смог это сделать — вы тоже сможете.
2. Лучший способ получить необходимые навыки для освещения шоу — это освещать шоу, обучаясь на практике. Попробуйте получить хоть какую-нибудь работу, устройтесь на стажировку просто ради того, чтобы узнать, что и как происходит за кулисами. Старайтесь получить как можно больше опыта. Участвуйте в самых разных концертах, спектаклях, представлениях. Ваша задача — разобраться, как это всё устроено, чем занимаются разные специалисты и как они взаимодействуют между собой. Когда вы прокачаете свои навыки коммуникации и разберётесь с технической стороной освещения, вам будет легче перейти к дизайну. Большинство хороших художников по свету начинали именно так.
3. Изучайте эмоции. Световой дизайн играет центральную роль в передаче настроения шоу, помогает зрителям найти контакт с собственными чувствами. Знание основ психологии и анализ личного жизненного опыта очень помогают в работе.
4. Выстраивайте отношения. Театральный мир напоминает большую семью, в которой все связаны между собой. Проекты и вакансии часто приходят через связи и рекомендации. Люди хотят работать с теми, кто любит своё дело и умеет общаться. Будьте таким человеком.
5. Станьте мастером общения. Каждому художнику по свету приходится вести переговоры с людьми разных профессий. Начните развивать этот навык прямо сейчас, старайтесь заработать доверие и уважение каждого человека, с кем вам придётся работать. Это одно из самых ценных вложений в ваше будущее.
6. Перенимайте опыт. Большинство художников по свету будут рады, если вы понаблюдаете за ними во время технических репетиций. Присоединяйтесь к профессиональным сообществам — там часто обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются театральные специалисты. Быть их участником очень полезно.
7. Развивайте свои таланты. Световой дизайн опирается не только на технические знания, но и на ваш творческий потенциал. Обязательно выделяйте время на то, чтобы наблюдать за тем, что происходит вокруг вас. Ходите в художественные галереи, сравнивайте цветовые сочетания, следите за тем, как разные художники изображают свет. Записывайте или фотографируйте свои впечатления, сохраняйте ссылки на интересные ресурсы, к которым вы будете обращаться в поисках вдохновения. Заведите себе какую-нибудь полезную привычку. Я, например, люблю перед закатом смотреть, как меняется солнечный свет за окном.
8. Учитесь действовать в ситуации неопределённости. Работа в театре связана с множеством трудных ситуаций с непредсказуемым исходом. Вам придётся привыкнуть к быстрым изменениям и научиться справляться с внезапно возникающими препятствиями.
9. Позаботьтесь о своём портфолио. Природа света очень эфемерна, поэтому есть смысл фиксировать результаты вашей работы. Попросите какого-нибудь хорошего фотографа сделать несколько профессиональных снимков и выложите их в социальную сеть или на сайт-визитку.