Художник по свету Карла Уилкинс: «Сегодня главные тренды в освещении — это управление светом и его персонализация»
Карла Уилкинс — дизайн-директор международной компании Lichtvision Design, завоевавшей множество наград за свои инновационные и экологичные световые решения. Её международная команда работает над освещением музеев, стадионов, торговых центров и даже круизных лайнеров. Эта статья — вольный перевод интервью, взятого у Карлы Уилкинс на выставке Messe Frankfurt.
Ваша команда разрабатывает концепции освещения для самых разных зданий. Как вы распределяете эту работу, есть ли у вас какая-то специализация?
У нас нет чёткого разделения обязанностей, то, что подходит для отеля, может пригодиться в работе над освещением торгового центра, и наоборот. В 1997, когда мы только основали нашу компанию, мы фокусировались на музеях и административных зданиях в Германии, а затем постепенно расширили список проектов. В 2012 мы открыли офис в Гонконге и с тех пор стали активно работать на азиатском рынке. Вскоре после этого мы открыли филиал в Лондоне, откуда мы управляем проектами на Среднем Востоке и в других странах мира.
У нас работает 40 сотрудников 15 национальностей, и мы стараемся использовать синергию их взаимодействия. Раз в неделю мы проводим общие web-конференции.
Какие из ваших проектов оказались наиболее важными для развития вашей компании?
Знаковым проектом была разработка освещения терминала в аэропорте Чанги в Сингапуре, после его завершения мы решили открыть офис в Гонконге. Сегодня мы продолжаем сотрудничать с несколькими аэропортами, но пока не можем вдаваться в подробности. Совсем недавно нам посчастливилось работать над архитектурным освещением нового Музея Баухаус в Дессау. И примерно в то же время проектировали освещение постоянной выставке на родине Бетховена в Бонне.
Вы работаете не только в Европе, но также и в других странах: в России, Китае, Индии. Вы как-то учитываете местную культуру освещения?
Мне кажется, география влияет только на доступное в данном месте (и в определённое время года) количество и качество дневного света, в остальном культура освещения не имеет границ. А вот искусственный свет больше связан с личными предпочтениями и индивидуальным опытом. Очень многое зависит от геометрии пространства, в котором мы работаем.
Особенности дневного света учитываются в самом начале проекта и очень тщательно обсуждаются с архитекторами. Планирование искусственного освещения, скорее, относится к строительному проектированию. В принципе, нужно сочетать оба подхода, поэтому мы предпочитаем подключаться к проектам на самых ранних стадиях.
Это особенно важно при проектировании музейного освещения, так как свет, действительно, может повредить ценные экспонаты. Однако в наше время фактор освещения приобретает всё большее значение и в других областях — в отелях, предприятиях питания, ритейле и офисном пространстве.
Сейчас очень много внимания уделяется освещению рабочих офисов.
Да, сегодня изменилась и суть офисной работы, и сама рабочая среда. Столы с компьютерами, которые были так популярны в 90-е, теперь кажутся чем-то архаичным. Уже с появлением люминесцентных ламп люди стали задумываться об интенсивности освещения рабочего места и об индивидуальной подстройке цветовой температуры. Сейчас технологии ушли далеко вперёд. Димминг воспринимается как нечто, не подлежащее обсуждению, светильники всё чаще оснащаются сенсорами... Возникает новая проблема — как связать воедино разные датчики и системы. Теперь помимо протокола DALI нам требуется стандарт для управления по Bluetooth.
Неужели классическая настольная лампа настолько устарела?
Здесь принципиальное значение имеет пространство, которое требуется для размещения на рабочем столе разнообразных дополнительных устройств. Мы должны экономить это пространство. Поэтому в современных офисах вместо настольных ламп используют напольные светильники, которые подстраиваются под индивидуальные предпочтения сотрудников.
Сегодня мейнстримом цветное светодиодное освещение. Как вы к нему относитесь?
RGBW-светодиоды, в самом деле, очень популярный тренд, ведь они производят не только широкий спектр цветов, но и чистый белый свет. Это огромное преимущество — иметь возможность быстро выбирать нужные оттенки и создавать разнообразные цветовые сценарии. Но в Европе цветное освещение пока не так популярно, как в Азии — там его используют гораздо шире.
А какие проблемы связаны с использованием светодиодов?
Большинство этих проблем отражено в новых правилах ЕС. Это большое количество некондиционных светодиодов на рынке, несоблюдение требований по энергоэффективности, проблемы, связанные с мерцанием и цветовой температурой. Из-за того, что светодиоды часто бывают жёстко связаны с корпусом светильника, после их деградации приходится заменять весь светильник целиком. Это никуда не годится, и сейчас правила ЕС предписывают, чтобы светильники после использования разбирались на отдельные компоненты для вторичной переработки.
Но всё же, мне кажется, первоначальная эйфория по поводу светодиодной подсветки уже прошла, и сегодня на повестке дня следующий важный вопрос — пользовательский интерфейс и системы управления. Причём на этом этапе мы должны больше сосредоточиться на человеческом восприятии, а не на научных экспериментах.
Что именно в световом дизайне интересует вас больше всего?
Я уже назвала эти две темы: управление освещением и кастомизация света — его настройка под конкретного потребителя. Очень важно понимать взаимосвязь между освещением и здоровьем людей, а также обращать больше внимания на интеграцию света в общий архитектурный и интерьерный контекст.