Аддитивное смешение цветов
Аддитивное смешение цветов – это способ синтеза цвета, основанный на сложении цветов двух или нескольких излучающих объектов. В театре такими объектами являются осветительные приборы.Метод основан на особенностях человеческого зрения: сетчатка человеческого глаза содержит три вида нейронов-колбочек, воспринимающих фиолетово-синие, зелёно-жёлтые и жёлто-красные цвета. Точно так же, смешивая три основных цвета – красный (red), зелёный (green) и синий (blue) – можно получить другие оттенки спектра.
Например, при равной интенсивности всех трёх лучей там, где они попарно пересекаются, получаются пурпурный (magenta), жёлтый (yellow) и голубой (cyan) цвета, а в середине – там, где перекрываются все три луча, мы видим белое пятно. Единственный цвет, который недоступен при аддитивном цветосмешении, – это чёрный.
Аддитивное цветосмешение может быть реализовано не только с помощью источников цветного света, но и чисто оптически. Например, наши зрительные анализаторы сами смешивают мельчайшие разноцветные штрихи в картинах пуантилистов или сливают несколько изображений в одно, когда мы надеваем очки со стёклами разных цветов.
Жорж Сёра «Сена в Гранд-Жатт», весна Кадр из 3D-фильма «Аватар»
Известны четыре закона аддитивного цветосмешения, сформулированные ещё Исааком Ньютоном:
- Для каждого цвета существует единственный дополнительный цвет, при смешении с которым получается ахроматический серый цвет.
- Субъективно одинаково воспринимаемые цвета при смешении с другими цветами дают тоже одинаково воспринимаемые цвета независимо от их спектрального состава.
- При смешении двух разных цветов получается промежуточный цвет. Смешивая его с одним из исходных цветов, нельзя получить второй исходный цвет.
- При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем любой из исходных цветов.
Эти законы послужили основой для Международной системы спецификации цвета, а впоследствии – Международной колориметрической системы.