Уроки сценического освещения. Часть 6. Собираем всё вместе
07.11.2014
В шестом уроке сценического освещения художник по свету Нейл Фрейзер описывает завершающий этап процесса постановки света, начиная со светомонтировочной репетиции и заканчивая прогоном спектакля. Суть этого этапа состоит в детальной проработке и коррекции световых сцен.
К этому времени все элементы постановки уже собраны воедино. В репетициях участвуют все, кто занят в постановке. Спектакль прорабатывается сцена за сценой, с остановками по поводу возникающих проблем, до тех пор, пока всё не пойдёт правильно.
Проработка световых сцен – это внесение поправок в расположение приборов, корректировку их цвета и яркости. Иногда может потребоваться добавить или убрать какую-нибудь световую сцену, уменьшить или увеличить время перехода от одной сцены к другой и т.д. Количество таких изменений зависит от многих обстоятельств, в том числе от того, насколько подробно была составлена световая партитура спектакля. Теперь вам предстоит уточнять и дополнять её от репетиции к репетиции.
Как и раньше, успех этих репетиций во многом зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. Такая подготовка должна включать в себя следующие шаги.
Шаг 1. Заранее установите хорошие рабочие отношения с режиссёром, сценографом и помощником режиссёра. Постановка спектакля – процесс, в котором участвует множество людей, и результат существенно зависит от того, насколько быстро и хорошо вы понимаете друг друга.
Шаг 2. Перед репетицией потренируйтесь и подготовьте своих помощников (если они у вас есть) к тому, что придётся работать быстро: быстро менять направление луча, его ширину и интенсивность, быстро переставлять фильтры и т.д. Все основные технические операции должны быть доведены почти до автоматизма.
Шаг 3. Убедитесь в должном качестве связи с оператором, находящимся в осветительной комнате. Он должен слышать вас, даже если вы будете говорить шёпотом. Если вы рассчитываете самостоятельно менять освещение на сцене, вам понадобится переносной пульт.
Шаг 4. Постарайтесь устроиться максимально удобно. У вас должно быть достаточно места для подробного плана освещения, сценария спектакля, а также написанной или распечатанной последовательности световых сцен (с перечнем всех номеров каналов и соответствующих им уровней, а также временем перехода из одного состояния в другое). Не помешают запасные ручки и адекватное освещение. Некоторые художники по свету работают с ноутбуком – в этом случае все корректировки можно вносить сразу в память компьютера.
Шаг 5. На протяжении репетиций вам придётся фиксировать все произведённые вами изменения. Чтобы успевать это делать, лучше заранее продумать все возможные сокращения, например:
Q5 c14↑10 – означает, что в сцене 5 нужно увеличить канал 14 на 10%
Q12 = 10s↑ – означает, что в сцене 12 нужно увеличить тайминг на 10 секунд
C6→ – означает, что канал 6 следует передвинуть вправо
Навыки быстрой записи помогут вам сэкономить время и ничего не забыть. После окончания репетиции вы сможете спокойно обработать свои записи, сделав их понятными для себя и других.
Шаг 6. Репетиция может прерываться из-за целого ряда проблем, и художник по свету – один из тех членов команды, которые могут инициировать это прерывание. Однако если останавливаться из-за каждой мелочи, есть риск никогда не закончить. Постарайтесь успевать производить необходимые действия и записи максимально быстро, останавливайте ход репетиции только в случае крайней необходимости.
Шаг 7. Как и любой творческий процесс, процесс постановки света может длиться бесконечно – всегда найдётся парочка свежих идей, которые хотелось бы попробовать. И всё же наступает момент, когда нужно остановиться и перестать выискивать недостатки в световой партитуре. Вы подготовили всё оборудование, подобрали все цвета, выверили все переходы. Наслаждайтесь результатами вашей работы и готовьтесь к новым интересным проектам.
Фотографии к статье были взяты с сайта: http://www.oko-photo.ru
В шестом уроке сценического освещения художник по свету Нейл Фрейзер описывает завершающий этап процесса постановки света, начиная со светомонтировочной репетиции и заканчивая прогоном спектакля. Суть этого этапа состоит в детальной проработке и коррекции световых сцен.
К этому времени все элементы постановки уже собраны воедино. В репетициях участвуют все, кто занят в постановке. Спектакль прорабатывается сцена за сценой, с остановками по поводу возникающих проблем, до тех пор, пока всё не пойдёт правильно.
Проработка световых сцен – это внесение поправок в расположение приборов, корректировку их цвета и яркости. Иногда может потребоваться добавить или убрать какую-нибудь световую сцену, уменьшить или увеличить время перехода от одной сцены к другой и т.д. Количество таких изменений зависит от многих обстоятельств, в том числе от того, насколько подробно была составлена световая партитура спектакля. Теперь вам предстоит уточнять и дополнять её от репетиции к репетиции.
Как и раньше, успех этих репетиций во многом зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. Такая подготовка должна включать в себя следующие шаги.
Шаг 1. Заранее установите хорошие рабочие отношения с режиссёром, сценографом и помощником режиссёра. Постановка спектакля – процесс, в котором участвует множество людей, и результат существенно зависит от того, насколько быстро и хорошо вы понимаете друг друга.
Шаг 2. Перед репетицией потренируйтесь и подготовьте своих помощников (если они у вас есть) к тому, что придётся работать быстро: быстро менять направление луча, его ширину и интенсивность, быстро переставлять фильтры и т.д. Все основные технические операции должны быть доведены почти до автоматизма.
Шаг 3. Убедитесь в должном качестве связи с оператором, находящимся в осветительной комнате. Он должен слышать вас, даже если вы будете говорить шёпотом. Если вы рассчитываете самостоятельно менять освещение на сцене, вам понадобится переносной пульт.
Шаг 4. Постарайтесь устроиться максимально удобно. У вас должно быть достаточно места для подробного плана освещения, сценария спектакля, а также написанной или распечатанной последовательности световых сцен (с перечнем всех номеров каналов и соответствующих им уровней, а также временем перехода из одного состояния в другое). Не помешают запасные ручки и адекватное освещение. Некоторые художники по свету работают с ноутбуком – в этом случае все корректировки можно вносить сразу в память компьютера.
Шаг 5. На протяжении репетиций вам придётся фиксировать все произведённые вами изменения. Чтобы успевать это делать, лучше заранее продумать все возможные сокращения, например:
Q5 c14↑10 – означает, что в сцене 5 нужно увеличить канал 14 на 10%
Q12 = 10s↑ – означает, что в сцене 12 нужно увеличить тайминг на 10 секунд
C6→ – означает, что канал 6 следует передвинуть вправо
Навыки быстрой записи помогут вам сэкономить время и ничего не забыть. После окончания репетиции вы сможете спокойно обработать свои записи, сделав их понятными для себя и других.
Шаг 6. Репетиция может прерываться из-за целого ряда проблем, и художник по свету – один из тех членов команды, которые могут инициировать это прерывание. Однако если останавливаться из-за каждой мелочи, есть риск никогда не закончить. Постарайтесь успевать производить необходимые действия и записи максимально быстро, останавливайте ход репетиции только в случае крайней необходимости.
Шаг 7. Как и любой творческий процесс, процесс постановки света может длиться бесконечно – всегда найдётся парочка свежих идей, которые хотелось бы попробовать. И всё же наступает момент, когда нужно остановиться и перестать выискивать недостатки в световой партитуре. Вы подготовили всё оборудование, подобрали все цвета, выверили все переходы. Наслаждайтесь результатами вашей работы и готовьтесь к новым интересным проектам.
Фотографии к статье были взяты с сайта: http://www.oko-photo.ru