8 (83130) 6-98-99

Уроки сценического освещения. Часть 5. Создание световых картин

03.10.2014
Перед вами – пятый урок из серии обучающих статей для начинающих художников по свету. В этом уроке, посвящённом созданию световых картин, куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер даёт Советы для подготовки к светомонтировочной репетиции, предлагает Упражнения для развития профессиональных навыков.

Процесс создания световых сцен можно сравнить с прорисовкой карты. Художник по свету должен вычертить путь от одной сцены к другой через всю пьесу. Это похоже на маршрут, который можно проходить снова и снова. При этом для каждой световой сцены прописываются направление и яркость каждого из источников света, продолжительность и настроение этой сцены.

Рано или поздно наступает момент, когда идеи художника по свету выносятся на обсуждение. Обычно это бывает перед технической репетицией, когда собираются вместе все аспекты будущего спектакля. Процесс обсуждения может быть очень напряжённым, но он пройдёт легче и эффективнее, если правильно к нему подготовиться. Ниже приведены несколько советов, которые помогут пройти этот этап с минимальными потерями.

Подготовка к светомонтировочной репетиции.JPG


Как подготовиться к светомонтировочной репетиции

Совет 1. Изучите матчасть

Прежде всего, нужно тщательно осмотреть всё оборудование, имеющееся в вашем распоряжении – буквально каждый прибор. Вы должны знать назубок, что у вас есть и чего вам не хватает, какие возможности есть у ваших приборов и как работают те или иные их комбинации. Будет неплохо, если вы покажете режиссёру подготовленные группы приборов – передний свет, задний свет, цветную заливку, проекционные эффекты и т.д.

Совет 2. Заручитесь поддержкой

Перед обсуждением договоритесь со своими помощниками (если они у вас есть) о том, чтобы в ходе обсуждения они были готовы быстро зарисовать схемы освещения и записать ключевые моменты сцены. Чётко обозначьте, на что нужно обращать внимание, чтобы эти записи были как можно более полными и понятными. Помните, что вы являетесь частью команды, и не бойтесь обращаться за помощью или советом.

Совет 3. Просто начните

Последовательность составления световых картин в данном случае не имеет значения. Можно идти от первой сцены к последней, а можно начать с самой важной световой картины – ведь она явно будет влиять на все остальные. Если что-то не получается, просто двигайтесь дальше. Но не забывайте записывать возникающие проблемы и вопросы.

Совет 4. Двигайтесь последовательно

Начните с небольших уровней яркости (40% от максимума) – вы сможете их увеличить в дальнейшем. Выделите для каждой световой картины источник ключевого света, а затем присоедините к нему остальные приборы. Распространённая ошибка – полагать, что свет, который будет освещать лицо актёра, является самым важным в данной сцене. Он, действительно, очень важен, ведь публике нужно хорошо видеть актёров. Но такой источник света редко является самым ярким или ключевым. Если не знаете, с чего начать, попробуйте выбрать в качестве стартовой точки задний свет.

Совет 5. Создайте основу

Схема создания световых картин.JPG

Результатом светомонтировочной репетиции обычно является грубый набросок световых сцен, в который вы сможете внести массу изменений в ходе технических репетиций. На этом наброске должны присутствовать основные составляющие световых сцен, и вы должны хотя бы примерно представлять, сколько времени длится каждая световая картина и в какой последовательности они идут. Это – скелет будущей световой партитуры.

Совет 6. Продумайте переходы

Световые сцены должны вовремя сменять друг друга, но сама перемена может быть более короткой или более длинной. Старайтесь, чтобы эти промежутки времени соответствовали действию или настроению сцены: медленные перемены изысканны, а быстрые – драматичны. Запаздывание здесь недопустимо, однако даже самая динамичная сцена не должна обрываться. Запишите примерные промежутки времени для каждого перехода, вы сможете уточнить их позднее.

Совет 7. Будьте реалистом 

Вряд ли ваш режиссёр ожидает, что вы с ходу предложите окончательный вариант освещения сцены. Скорее всего, он будет даже рад поучаствовать в процессе постановки света, поэтому будьте готовы к такому сотрудничеству. Если вам трудно сразу отреагировать на новое для вас требование, объясните, что вам нужно время, чтобы подумать. Старайтесь не обещать слишком много, если вы не уверены в своих силах. И хотя это не должно входить в систему, иногда стоит сказать что-то вроде: «Я не думаю, что это хорошая идея». В любом случае старайтесь быть позитивными.

Совет 8. Не бойтесь говорить

Научитесь чётко и убедительно объяснять то, что вы делаете или собираетесь сделать. Не ждите, что все поймут это, как только увидят ваш чертёж. Оставайтесь открытыми к новым идеям, но обязательно обозначьте и своё видение. И главное – оставайтесь спокойными, запаниковать вы всегда успеете.

Совет 9. Освободите разум

Иногда правильное решение не сразу приходит в голову, так как в напряжённой рабочей обстановке порой бывает трудно сохранить целостное видение спектакля. В таком случае бывает полезно отвлечься и дать своим мыслям течь свободно. Случается, во время перерыва в голову приходят удивительные озарения и спонтанные идеи. Держите под рукой ручку и блокнот, чтобы их записать.

Совет 10. Подведите итоги

Подготовьте короткую справку по итогам светомонтировочной репетиции. В ней следует не только перечислить основные световые картины, но и объяснить, как работают отдельные группы приборов, какой вклад они вносят в освещение. Это поможет зафиксировать достигнутые договорённости и подготовит почву для совместного обсуждения других проблем, неизбежно возникающих в ходе работы над спектаклем.


УПРАЖНЕНИЯ

Если в данный момент вы не заняты работой над конкретным спектаклем, используйте это время для совершенствования своих профессиональных навыков. И здесь полезнее всего могут быть практические упражнения со светом. Вы можете проделать эти эксперименты в одиночку или вместе с коллегами. Отличным помощником и источником идей может стать журнал, в который вы будете записывать идеи, ссылки, приклеивать рисунки, фотографии, открытки и любые другие результаты ваших упражнений.

Упражнение 28. Чувство времени


Создание световых картин, сцена из советского художественного фильма «Мимино».JPG

1. Вооружитесь секундомером или используйте хорошие часы с таймером.

2. Выберите отрывок из своего любимого фильма или видеоклипа. Нам нужно какое-то движение, но не слишком много.

3. Просмотрите видеоролик, отмечая на листке бумаги перемены положения камеры.

4. Просмотрите отрывок снова и отметьте примерную продолжительность каждого отрезка и (если это возможно) длительность переходов между ними.

5. Просмотрите отрывок в третий раз и проверьте с помощью секундомера, насколько точными были ваши предположения.

Будет интересно узнать, насколько вы точны и правильно ли вы оцениваете время. Люди обычно считают полминуты ничтожно малым промежутком времени, но это только до тех пор, пока им самим не придётся томиться ожиданием в течение 30 секунд.

Упражнение 29. Естественные перемены


Схема создания световых картин, сцена.JPG

1. Выберите небольшой участок сцены (1−2 кв. м) и разместите на нём любой подходящий объект – стул, стол или комнатное растение.

2. Создайте пару световых сцен, выбрав их из приведённого ниже списка:
• Ночь – Рассвет,
• День – Сумерки,
• Сумерки – Ночь,
• Темнота – Лунный свет,
• Весна – Лето,
• Лето – Зима.

3. Сделайте переход от первой сцены ко второй и посмотрите, насколько реалистичным он получился. Особое внимание обратите на то, как происходит переход и сколько времени это занимает.

4. Внесите необходимые изменения.

5. Чтобы переход был более естественным, можно изменить начальное или конечное состояние. Решением проблемы может стать создание промежуточной световой сцены.

6. Повторите это упражнение с другой парой из списка или придумайте свою собственную пару световых сцен.

Это упражнение намного проще делать, когда переход из одного состояния в другое возможен в принципе, гораздо труднее соединить две независимых световых сцены. Работа с секундомером может показаться слишком долгой и скучной, но если вы будете достаточно упорными, вы оцените пользу от этого упражнения.

Упражнение 30. Сколько длится реплика?

1. Найдите запись короткого диалога или повествовательного текста или сами запишите что-нибудь подобное (можно использовать саундтрек из фильма).

2. Попробуйте оценить примерную длительность каждой реплики (предложения), а также паузы между ними.

3. Снова прослушайте отрывок с секундомером и проверьте правильность своих предположений.

Способность правильно оценивать короткие промежутки времени (длительностью в несколько секунд) очень полезна для синхронизации световых сцен. Также вам пригодится умение распознавать длительность реплик актёров. Поэтому в этом упражнении предпочтительнее запись с живого голоса, нежели саундтрек к фильму.

Упражнение 31. Свет и речь

1. Возьмите небольшой отрывок записанного на диктофон текста (можно использовать саундтрек из фильма).

2. Выберите небольшой участок сцены (1−2 кв. м) и разместите на нём любой объект – стул, стол или комнатное растение. В качестве альтернативы можно повесить вертикальный экран или кусок ткани.

3. Создайте серию световых сцен, чтобы подчеркнуть отдельные фразы или предложения. Не обязательно включать логику – просто сделайте несколько световых сцен.

Это упражнение полезно для выработки чувства времени и умения оценивать длительность фраз. Поэтому при его выполнении важны не столько сами световые картины, сколько их правильная синхронизация. 

Упражнение 32. Свет и музыка

1. Найдите какой-нибудь короткий не сложный музыкальный отрывок – не более 3 минут.

2. Выберите небольшой участок сцены (1−2 кв. м) и разместите на нём любой объект – стул, стол или комнатное растение, либо повесьте вертикальный экран или кусок ткани.

3. Создайте несколько простых световых сцен, меняя цвет и форму световых лучей (для этого упражнения лучше использовать традиционные театральные прожекторы, а не полноповоротные приборы).

4. Синхронизируйте эти сцены с музыкой.

В этом упражнении самое главное – длительность световых сцен и промежутков между ними. Не следует выбирать сложную музыку – с ней вам будет труднее работать, лучше использовать лёгкую классику или джаз. Вы сможете в полной мере оценить пользу от этого упражнения, когда будете работать с финальными сценами спектаклей.

Упражнение 33. Понимать другого

А.Баргман на репетиции спектакля «Иванов», фото Сергея Конькова.JPG


1. Попросите вашего товарища найти какой-нибудь короткий музыкальный отрывок – не более 3 минут и не слишком сложный.

2. Попросите его кратко сформулировать, каким он видит световое сопровождение этого отрывка – пусть почувствует себя режиссёром (но без лишних амбиций).

3. Выберите небольшой участок сцены (1 кв. м) и разместите на нём любой объект – стул, стол или комнатное растение, либо повесьте вертикальный экран или кусок ткани.

4. Выставьте подходящий свет, «поиграв» с его цветом и формой (для этого упражнения лучше использовать традиционные театральные приборы, а не движущиеся головы).

5. Обсудите ваши идеи с помощником, как будто он и есть режиссёр.

Успех этого упражнения во многом будет зависеть от вашего помощника и от ваших отношений с ним (то же самое верно и для реальной ситуации, когда вы общаетесь с настоящим режиссёром). Поверьте, это серьёзная проверка вашей способности превращать чужие идеи в световые сцены.

Упражнение 34. Контролировать эмоции

Повторите предыдущее упражнение, призвав на помощь друга или коллегу. Но на этот раз попросите его усложнить вашу жизнь, продемонстрировав указанные ниже черты характера (но так, чтобы вы не знали, что именно он выбрал):

• Режиссёр неясно формулирует свои предпочтения (не знает точно, чего хочет).

• Режиссёр не соглашается ни с одним из ваших предложений.

• Режиссёр считает, что правильный вариант только один, и при этом не признаёт ничего нового, непривычного.

• Режиссёр постоянно меняет своё мнение.

• Режиссёр не заинтересован в процессе – постоянно рвётся куда-то уйти.

• Режиссёру больше интересно обсуждать другие (не относящиеся к делу) предметы.

•Режиссёр мрачен и печален – ему вообще ничего не нравится.

И снова, результат во многом зависит от вашего помощника, в данном случае от его актёрских способностей. Наверное, вам будет трудно достаточно долго продолжать это упражнение (вы оба просто рассмеётесь), но оно может научить вас общаться с трудными людьми в сложных ситуациях.


В статье использованы фотографии с сайтов: jameshenkestagedesign.com, sorokopud.ru, photopolygon.com и кадр из художественного фильма Г. Данелия «Мимино».


Возврат к списку

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить