8 (83130) 6-98-99

Уроки сценического освещения. Часть 4. Создаём настроение на сцене

11.07.2014
Четвёртый урок из серии статей для начинающих художников по свету посвящён созданию настроения на сцене. Куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер рассказывает о том, как с помощью света передать характер сцены и подчеркнуть эмоции актёров.


Fig1_26.jpg

Что такое настроение сцены?

Картина, которую вы рисуете на сцене, может быть конкретной, абстрактной или чем-то посередине. Например, вам нужно создать освещение, имитирующее холодную осеннюю ночь, залитую лунным светом (это очень буквальное использование освещения) или передать ощущение трагического ужаса (более абстрактная концепция). Или всё вместе: ХОЛОДНАЯ ОСЕННЯЯ НОЧЬ, ПРОПИТАННАЯ УЖАСОМ!

Таким образом, с помощью света можно не только определять пространство или время, но и создавать стихии (огонь, воду, воздух) или настроения. У каждого из нас есть понимание того, как визуализировать такие эмоции, как гнев, радость, печаль. Важно понимать, что здесь не существует правильных ответов, а есть только наиболее предпочтительные (с вашей точки зрения, а также с точки зрения режиссёра, художника-постановщика, автора пьесы и т.д.).
При этом обязательно нужно принимать во внимание ожидания зрителей – ведь они тоже имеют определённые представления о том, как выглядит то или иное освещение в реальном мире. Это представление помогает им интерпретировать происходящее на сцене, даже если они этого не осознают. Поэтому так важно детально прорабатывать собственные идеи, добиваясь их максимальной эффективности.


Зрители.JPG


Как создавать настроение?

Для создания настроения работают обычные методы построения световых картин. Всё зависит от ваших конкретных решений: какие приборы и куда именно поставить, какой цвет, интенсивность и форму луча использовать. Так же, как ноты в музыкальном произведении, осветительные приборы таят в себе множество возможностей в зависимости от их взаимного расположения и настроек. Каждая комбинация вносит свой неповторимый вклад в атмосферу спектакля.

Путь создания таких световых картин напоминает прогулку по незнакомому городу. С одной стороны, вы имеете базовые знания, которые позволяют задавать себе правильные вопросы. Вы знаете основные углы, под которыми собираетесь направлять приборы, у вас есть некая палитра цветов, и вы можете менять интенсивность различных источников света.

С другой стороны, только практика поможет вам определить, что вам больше нравится, и что вы хотите получить в итоге. Чтобы такая оценка была наиболее объективной, вам нужно постоянно упражняться в следующем:

Наблюдение

Смотрите на мир широко раскрытыми глазами, рассматривайте окружающий вас мир как некую школу работы со светом. Научитесь видеть, как свет образует форму предметов, как он отражается от разных поверхностей. Приучите себя связывать то или иное освещение в реальном мире с вашим самочувствием или настроением.


Фотография.JPG


Обучение. 

Почувствуйте себя художником, который выстраивает композицию своей картины. Учитесь у великих мастеров – Рембрандта, Караваджо, Вермеера, Хокни. Вы должны совершенствовать собственный вкус – понимание того, что именно делает хорошую световую картину.

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой», Ян Вермеер.JPG

Эксперимент. 

Используйте любую возможность для того, чтобы испытать свои идеи, извлечь из них какую-то пользу, сделать практические выводы. Чем больше вариантов освещения вы проработаете для каждой сцены, тем проще будет выбрать лучшие из них.

Приведённые ниже Упражнения помогут вам развить в себе необходимые навыки работы со светом и научиться создавать на сцене потрясающие световые картины, полные драматизма и эмоций. Очень полезным является ведение журнала, где вы будете записывать идеи, ссылки, приклеивать рисунки, фотографии, открытки и любые другие результаты ваших упражнений. Такой журнал может стать вашим помощником и источником идей.
 
Упражнение 19. Подражая реальности

1. Выберите одну или несколько сцен из списка (все они происходят на улице):

• Полдень в пустыне
• Ночной лес
• Листопад
• Катание на санках
• Морской пляж
• Огни большого города

2. Выберите маленький участок сцены (примерно один квадратный метр) и поместите туда любой объект: стул, комнатное растение или что-нибудь, что есть под рукой.

3. Осветите этот участок, стараясь создать ту сцену, которую вы выбрали на Шаге 1. Обратите особое внимание на выбор цвета и того, как он работает при использовании другого очертания луча, его интенсивности. Не переживайте насчёт того, кого или что конкретно вы освещаете. Сконцентрируйтесь на получении нужного настроения.

Важным моментом этого упражнения является создание сильного и определяющего ключевого источника света – он может имитировать солнце, уличный фонарь или что-то ещё. Чем лучше вы это сделаете, тем более реалистичным будет результат. Вам также придётся решить, откуда вы будете наблюдать за результатом ваших усилий (где будут сидеть зрители). Эта точка зрения играет важную роль и в следующих упражнениях.

Упражнение 20. Свет внутри здания

Svet_vnutri.JPG
1. Выберите одну из внутренних сцен, представленных в списке:

• Утро в классной комнате
• Подземный склеп
• Вечерняя служба в храме
• Тюремная камера
• Кухня

2. Проделайте те же шаги, что в упражнении 19.

В отличие от «уличного освещения», внутреннее складывается из света множества естественных и искусственных источников света. Его эффективность будет зависеть от того, насколько хорошо вы их комбинируете. И конечно, от вашего понимания, как это работает в реальном мире.

Упражнение 21. В фокусе – настроение

1. Попросите своего друга или коллегу встать в центре светового луча

2. Поставьте несколько приборов так, чтобы ваш «актёр» пребывал в одном из следующих настроений:

• Подавленность
• Опасность
• Безмятежность
• Нужда
• Печаль
• Благоговейный страх
• Праведность

Как и в предыдущих упражнениях будет неплохо, если вы попросите своих друзей и коллег отгадать, какое именно настроение вы имели в виду. Ваш «актёр» не должен вам помогать, его дело – просто стоять или сидеть на месте. Обстановка тоже не критична – не имеет значения, где именно вы создаёте эту сцену или какие источники света используете. Приоритетным должно оставаться использование ключевого света и хороший баланс с остальными источниками света. Тогда вы сможете создать эффективное, драматическое и захватывающее освещение.

Упражнение 22. Всё относительно
Фотография, освещение актрисы снизу.JPG


1. Попросите своего друга или коллегу встать в центре светового луча

2. Используйте свет, направленный снизу, чтобы осветить вашего «актёра», как это делается в фильмах ужасов

3. Добавьте ещё несколько приборов, чтобы усилить это настроение

4. А теперь снова уберите все приборы, кроме нижнего света

5. Сделайте нижний свет приглушённым и тёплым

6. Если сможете, найдите способ добавить мерцание, как будто на сцене горит костёр


Фотография, эффект костра.JPG


Важно, чтобы вы понимали важность контекста при постановке той или иной сцены. Тот же нижний свет, который наводил ужас, в другом контексте может создавать вполне симпатичное и даже дружелюбное освещение.
Это упражнение стоит выполнить как для себя, так и для того, чтобы показать другим. Когда группа людей наблюдает первый (и весьма убедительный) эффект, достигнутый с помощью нижнего света, едва ли найдётся хотя бы один человек, который может предположить, что тот же самый свет может произвести комфортное и оптимистичное впечатление без изменения фокуса, лишь добавляя цвет. Иногда стоит попросить вашего «актёра» сделать один жест – погреть руки над воображаемым костром. Это ещё раз доказывает важность контекста.

Упражнение 23. На контрасте

1. Выберите небольшой участок сцены  и поместите в него несколько обычных объектов – стол и стулья, стопку книг, кофейные чашки, вешалку и т.п.

2. Выберите одну или несколько пар из перечисленных ниже настроений

3. Создайте две сцены, в которых объекты находятся в двух контрастных состояниях:

• Ужас/Фантазия
• Свобода/Заключение
• Хорошо/Плохо
• Война/Мир
• Быстро/Медленно
• Горячо/Холодно
• Большой/Маленький


Фотография, на контрасте.JPG


Вы можете проделать это упражнение с любыми парами состояний – не обязательно противоположными. Чем более абстрактными они будут, тем лучше. Всё ограничено только вашим воображением. Чувство юмора тоже не помешает. Итак, попробуйте сделать следующее – или придумайте свои пары:

• Сладкий/Кислый
• Fish&Chips (рыба с картофелем – национальное английское блюдо)
• Слабый/Сильный
• Пьяный/Трезвый 

Все эти «игры» развивают воображение – они заставляют вас генерировать идеи, чтобы каким-то образом оживить пространство. Некоторые из ваших идей могут потребовать дополнительных инструментов, но всё же постарайтесь обойтись малым. Используйте любое постороннее замечание для того, чтобы найти какие-то быстрые решения – творите и веселитесь, а редактировать нашу сцену мы будем потом.

Упражнение 24. Простая история

1. Вспомните детскую сказку или стишок, лучше, если они будут очень простыми

2. Подумайте о том, как вы можете рассказать эту историю, используя всего несколько осветительных приборов и небольшое количество предметов (например, ботинок, ткань, боб или даже корову)

3. Создайте нужное освещение на небольшом участке сцены, стараясь проникнуть в суть пьесы.

4. Попросите кого-нибудь, кто не мог наблюдать за ходом вашей работы, прокомментировать полученный результат. Будет прекрасно, если этот человек сможет угадать то настроение, которым вы вдохновлялись. Это гораздо важнее, чем понять сюжет.

Если вам не удастся достичь желаемого, подумайте ещё раз о том, как вы доносите свои идеи до зрителей. Подумайте о том, как выглядит ваша работа для того, кто видит её впервые – и с этой точки зрения пересмотрите выбранные вами углы, очертания и цвета. Постарайтесь не делать распространённую ошибку – не усложняйте. Помните, что сила в простоте. Если вы всё ещё затрудняетесь, перечитайте предыдущее замечание или попросите у кого-нибудь совета.

Упражнение 25. Главная мысль

Car.JPG
1. Возьмите какую-нибудь греческую трагедию в хорошем переводе и тщательно её изучите. Это может быть «Агамемнон» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла или «Электра» Эврипида.

2. Представьте, как бы вы рассказали эти истории с помощью света и нескольких предметов – ножа, ботинка, одежды и т.д.

3. В небольшом пространстве создайте одну или несколько сцен без участия актёров. Не цепляйтесь за сюжет, но передайте настроение пьесы.

Греческие трагедии могут быть довольно запутанными, но сейчас мы словно конспектируем её сюжет, добираемся до самой сути. Старайтесь не работать на слишком большом участке сцены и помнить, что здесь не бывает «правильных» и «неправильных» ответов. Хотя мнение кого-то заинтересованного и позитивно настроенного может быть очень полезным.

Упражнение 26. Постановка сцены

1. Выберите одну из известных вам шекспировских сцен – пересмотрите их или перечитайте, чтобы освежить в памяти:

• сцена на балконе («Ромео и Джульетта»), первая встреча Макбета с колдуньей,
• разговор Гамлета с могильщиком,
• смерть Клеопатры («Антоний и Клеопатра»), убийство Юлия Цезаря («Юлий Цезарь»). 

2. Выберите небольшой участок сцены и поместите внутри него несколько повседневных предметов – стол со стульями, стопку книг и т.д.

3. Создайте световую сцену, концентрируясь на том, чтобы как можно вернее передать её настроение, самую суть этой сцены.

Что не слишком важно для этого упражнения – так это то, как выглядит актёр в вашем освещении. Гораздо важнее, сможете ли вы передать зрителю нужное настроение. Однако когда вы закончите упражнение, полезно будет попросить кого-нибудь постоять или пройти сквозь освещённый вами участок сцены.

Упражнение 27. Разыгрываем драму
Фотография, драма.JPG


1. Выберите одну из знакомых шекспировских сцен, пересмотрите их или перечитайте, чтобы освежить в памяти:

• смерть Меркуцио («Ромео и Джульетта»)
• убийство Банко («Макбет»)
• сцена суда («Венецианский купец»)
• речь Генри V перед битвой («Генри V»)
• смерть Дездемоны («Отелло») 

2. Выберите небольшой участок сцены и поместите туда кого-нибудь: студента, друга или коллегу в качестве «актёра».

3. Создайте одну световую сцену для вашего спектакля, концентрируясь на том, чтобы ваш актёр находился в нужном настроении, «совпадал» с этой сценой (так, как вы это понимаете).

Выполнить одновременно две задачи: хорошо осветить актёра и передать настроение пьесы – не так-то просто. Интересно, удалось ли вам сохранить это настроение на всей протяжённости выбранного вами участка. Другими словами, может ли ваш «актёр» перемещаться в пределах вашего участка, сохраняется ли достигнутое вами впечатление?

Самое важное, что вы должны вынести из всех этих упражнений – то, что вы учитесь как на ваших успехах, так и на ваших ошибках. Накапливая знания и опыт, обогащая свой словарь и возможности по ходу работы, вы растёте как профессионал. 


Возврат к списку

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить