Уроки сценического освещения. Часть 1. Введение
«Работая над этой статьёй, я предпринял попытку перечислить, чего мы стремимся достичь с помощью сценического освещения. Конечно, не всё из сказанного будет верным в каждом конкретном случае, получившийся список – это моя попытка как можно полнее ответить на этот вопрос».
Итак, сценическое освещение:
- даёт нам возможность видеть происходящее на сцене,
- характеризует место и время действия пьесы,
- сообщает нам о настроении сцены,
- высвечивает те места, которые особенно важно видеть,
- придаёт сцене необходимую привлекательность,
- подчёркивает жанр и стиль пьесы,
- покоряет нас специальными эффектами.
2. форму
3. цвет
4. движение
5. композицию
Для начала отметим, что первые три пункта (угол, форма и цвет) характеризуют сам свет, тогда как последние два (движение и композиция) описывают то, как мы используем этот свет для создания световых картин.
Все пять составляющих жизненно необходимы: с их помощью мы рассказываем историю, создаём настроение или просто передаём зрителям определённую информацию. То, как мы это делаем, зависит от того, что мы успели узнать о природе света, о том, как он работает – этот опыт мы получаем, накапливаем и систематизируем всю свою жизнь, с самого рождения.
Для большей части световых решений не существует понятий «правильно» или «неправильно», и это очень важно, поскольку позволяет художнику по свету реализовывать его собственное понимание, собственный стиль. Однако Нейл Фрейзер настоятельно советует начинающим художникам по свету уточнять и развивать свои идеи в сторону эффективного освещения. Для этого существует несколько способов.
1. Практика.
Используйте каждую возможность протестировать ваши идеи, пробовать
2. Наблюдение.
Везде – в помещениях и на улице, в кино и в реальном мире – обращайте внимание на свет и определяйте, каким образом он был получен и как вы сможете воссоздать его на сцене.
3. Обучение.
Учитесь у живописцев использовать свет и выстраивать композицию своих картин. Хорошими примерами могут стать творения Рембрандта, Караваджо или Дэвида Хокни.
Самое главное – начать размышлять о том, как «работает» свет и как мы можем это использовать. Это – первое практическое задание для тех, кто хочет стать настоящим профессионалом в области сценического освещения.
В следующем выпуске серии – «Getting an angle on lighting» – Нейл Фрейзер рассказывает о том, как выбрать правильный угол для освещения. Желаем вам творческих успехов!