Сценическая механика в спектакле «Юнона и Авось» Марийского театра оперы и балета
Для режиссера или художника взяться за постановку легендарной рок-оперы – серьезный шаг, потому что придумывать что-то свое придется на фоне авторитета канонической ленкомовской версии. С другой стороны, материал такой вечный, такой пронзительный, что смыслов и прочтений хватит на всех, кто решится с ним работать.
В Марийском театре оперы балета (сцену которого мы реконструировали в 2014 г.) – решились.
Художник-постановщик «Юноны и Авось», главный художник Марийского национального театра оперы и балета Борис Голодницкий сохранил классическое, морское, корабельное оформление сцены. И оригинально обыграл его с помощью верхней механики. А именно:
Основные декорации – это три обшитые фанерой металлоконструкции, подвешенные на штанкетных подъемах (по три на каждую) перпендикулярно порталу. Длина одной такой балки – 12 метров.
Если бы декорационные подъемы были ручными, как раньше, потребовалось бы по три монтировщика с каждой стороны для подъема-спуска балок. Но все равно, плавное синхронное движение без компьютерной системы управления сделать невозможно.
Еще когда мы работали в старом здании театра, у меня была идея сценографии оперы «Ромео и Джульетта». Придумали сложные вращающиеся конструкции на заднике сцены, и – ничего не получилось. Задник опрокинуло. Невозможно без современного оборудования придумывать особенную сценографию.
Балки соединены канатами. На боковых конструкциях установлены специальные ролики для беспрепятственного скольжения каната по балке.
Балки движутся вверх-вниз, становятся в разные положения относительно друг друга, прямо на глазах зрителя меняя мизансцену, а то и непосредственно участвуя в действии.
К примеру, в начале спектакля балки опущены, канаты аккуратно разложены по планшету.
Это дает нам возможность сохранить оформление сцены в тайне до самого отправления Резанова в путь. Зритель не понимает еще, что это за конструкции. А потом начинается движение, корабль «вырастает» из сцены, что дает очень хороший ассоциативный эффект.
Корабельные канаты сами по себе создают атмосферу. А еще с ними хорошо работают актеры.
В постановке Марийского театра в рок-опере появляется новый персонаж – цыганка, предсказывающая Кончите ее судьбу. Цыганка приближается к Кончите, стремительно и зловеще раздвигая канаты на своем пути. Как ветви в густом лесу или нити паутины.
Центральная балка подвешена на поворотный крюк: она слегка, но постоянно движется в горизонтальной плоскости. И это тоже сценический эффект. Угол поворота балки ограничен четырьмя страховочными тросами, потому что в конце первого действия на нее поднимаются Резанов и Кончита, и корабль их уносит.
Единственная претензия Бориса Голодницкого к механическому оборудованию новой Марийской оперы – это то, что сцены такого уровня оснащения есть далеко не в каждом российском театре:
Фото Евгения Никифорова
Узнайте больше о нашем механическом оборудовании и его возможностях у наших менеджеров:
АнтонТел.: +7(920) 018-01-30
E-mail: ozerov.anton@sistema-stage.ru
Алексей
Тел.: +7(920) 035-44-74
E-mail: levushov.alexey@sistema-stage.ru