Сценическая механика в спектакле «Сильва», Марийский национальный театр оперы и балета
В марте 2016 г. в Марийском театре оперы и балета состоялась премьера самой известной оперетты Имре Кальмана. В репертуаре театра «Сильва» уже была – в то время, когда Марийская опера еще не имела собственного здания. Тем заметнее перемены: новый авторский взгляд, а еще новая сцена, оборудование и возможности.
Новая «Сильва» в постановке режиссера и художника Сергея Шепелёва наверняка запомнится зрителю, помимо всего прочего, еще и необычными сценографическими решениями.
Одна сцена хорошо, четыре – лучше
Сцены в привычном всем понимании в «Сильве» нет. Есть несколько сцен.
Роль первой сцены выполняет оркестровая яма.
По ходу действия хор по специально сделанным ступеням поднимается на вторую «сцену» – непосредственно планшет, где и происходят все основные сюжетные повороты.
Третья сцена – это стационарная конструкция-станок на третьем плане планшета, оформленная сверху жесткой сварной металлической аркой 9 метров в диаметре и мягкими декорациями-занавесами.
Оркестр разместили на четвертой и последней сцене, расположенной позади третьей.
Такая многоярусная сценография работает на воплощение главной режиссерской задумки Сергея Шепелёва – передать в постановке атмосферу настоящего парижского кабаре. Пусть не детально, но в настроении, мотивах, аромате. И, конечно, без сцены – яркой, акцентной точки, эпицентра бурлящей развлечениями и страстями жизни – невозможно было обойтись.
По той же причине «переписано» первое действие оперетты: в трактовке Шепелёва это представление в кабаре «Орфеум».
Успеть за полминуты
Верхняя механика в «Сильве» используется вполне классически: оформление сцены мягкими и жесткими декорациями.
Мы объединили первое и второе действие, поэтому развесить декорации надо было на минимальном расстоянии друг от друга, чтобы потом быстро менять – за полминуты.
Полет нормальный
Еще один эффектный момент постановки – появление главной героини. Сильва в буквальном смысле прилетает с неба. Сидя на качелях, медленно спускается с девятиметровой высоты, исполняя свой вокальный номер. Качели закреплены на индивидуальном декорационном подъеме.
Конечно, для оперной певицы такие полеты – это, мягко говоря, дополнительное волнение, но с технической стороны сделано все, чтобы свести это волнение к минимуму. Многократно проверенная тросовая система лебедки, плавное движение и точная остановка подъема.
Несколько секунд полета оправдывают себя на сто процентов – удивлением зрителей и мгновенно созданным воздушно-праздничным настроением.
Все только начинается
Йошкар-олинская пресса уже назвала «Сильву» самой зрелищной и многочисленной (на сцене одновременно находятся до 70 человек) постановкой последних лет.
Однако Сергей Шепелёв уверен – настоящие зрелища еще впереди.
В ближайших планах – использовать в репертуарном спектакле элементы светомеханического шоу приборов, поставленного в свое время к открытию нового здания Марийской оперы.- Работа над «Сильвой» шла ускоренными темпами. Если бы у нас было больше времени, мы могли бы придумать что-то еще более необычное.
- Уж очень оно зрителям нравится, просят повторить.