8 (83130) 6-98-99

Многоканальный звук в кинотеатре. Рон Лагерлёф отвечает на вопросы

26.09.2014
Заголовок этой статьи требует некоторой расшифровки для тех, кто не очень глубоко знаком с кинематографическим звуком:

Многоканальный звук (его ещё называют «иммерсивным») – это звук, создающий эффект присутствия, тот естественный реалистичный звук, который захватывает зрителя с первой минуты демонстрации фильма. Такие звуковые форматы, как Dolby Atmos и Barco Auro 11.1, становятся всё более привлекательными с коммерческой точки зрения, особенно в сочетании с современными технологиями проецирования. Владельцы кинотеатров по всему миру хватаются за возможность создать конкурентное преимущество, инвестируя в один из этих форматов.

Многоканальный звук в кинотеатре.JPG


Рон Лагерлёф – консультант в области разработки и инсталляции звука для студий перезаписи, демонстрационных кинозалов и торговых выставок. Его послужной список включает в себя: 
• работу директора производства на ранчо Джорджа Лукаса,
• создание компании Visioneering Design в Лос-Анджелесе,
• сотрудничество со студиями Pixar, Dreamworks, 20th Century Fox и Technicolor.
Помимо всего прочего, Рон – один из немногих людей в индустрии, которые имели дело с обеими системами Atmos и Auro 11.1, иногда установленными в одном и том же кинотеатре. 
 
Эта статья представляет собой вольный перевод интервью Рона, размещённого на сайте Meyer Sound. 
 
Системы многоканального звука Dolby Atmos, и Barco Auro 11.1 требуют большего количества громкоговорителей, чем традиционные форматы. Как именно они используются?

Отличия касаются, в основном, surround-громкоговорителей. В новых иммерсивных форматах функции боковых и задних канальных акустических систем выполняют автономные surround-громкоговорители.

Это даёт больше возможностей для звукорежиссёров в плане вовлечения аудитории. Например, в формате Atmos предусмотрено большое количество потолочных surround-громкоговорителей, расположенных сзади и по сторонам. Это позволяет убрать лишний звук с экранов, освободив экранные каналы для диалогов и эффектов. Плюс то, что звук выводится в зал, даёт возможность расширить музыкальное сопровождение фильмов.

Новый формат Auro 11.1 базируется на структуре 5.1, но включает в себя ещё один такой же ряд 5.1 под потолком, и ещё кластер, который используется в качестве верхнего канала. С Auro вы можете создать не только абсолютно реальный звук вокруг, но и добавить к нему ощущение высоты.

Форматы многоканального звука, особенно Atmos, имеют очень специфические требования к размещению surround-громкоговорителей: точное расстояние от экрана, определённое расположение вдоль стен и т.д. Что касается формата Dolby, он требует индивидуальной настройки при каждой инсталляции.

Размещение surround-громкоговорителей в системе Atmos.JPG

Такое большое количество громкоговорителей усложняет логистику?

Да, в определённой степени. Например, система Atmos, установленная в большом выставочном зале, может потребовать 40 или больше surround-громкоговорителей. Это предъявляет высокие требования к системе питания. Каждый громкоговоритель прописывается отдельно, а значит, нам нужно предусмотреть 40 каналов звукоусиления. Если же вы работаете с обычным форматом, то даже с четырёхканальными усилителями вам понадобится полный рэк усилителей просто для того, чтобы запустить surround-громкоговорители и проложить от них к этому рэку целый пучок кабелей.

Значит, альтернативой обычным системам громкоговорителей являются громкоговорители с автономным питанием?

Если просто взять и использовать surround-громкоговорители с автономным питанием, но тогда вам понадобится 40 отдельных электрических розеток, чтобы их запитать.

Есть другой путь: устанавливать автономные surround-громкоговорители вместе с удалённым источником энергии, расположенным в аппаратной стойке, как в системе Intelligent DC от компании Meyer Sound. Если вы при этом используете многожильный кабель, обеспечивающий как питание, так и симметричный аудио-сигнал, то установка и подключение пройдёт ещё быстрее. В любом случае каждый громкоговоритель нуждается в соединении с рэком, поэтому вы подключитесь за такое же время, как в обычном формате. Но это более эффективный вариант, так как он потребует меньше энергии.

Системы IntelligentDC более эффективны, чем обычные?

HMS-10 – surround-громкоговоритель, сделанный по технологии Intelligent DC.JPG


Система Intelligent DC с автономным питанием удобнее, так как это система с двухканальным усилением, а не двухканальная система с пассивными кроссоверами. На рынке есть несколько неплохих кроссоверов, но, в целом, электронные кроссоверы имеют лучшую фазовую когерентность, и в итоге автономные системы оказываются эффективнее.



Изменили ли новые форматы многоканального звука что-нибудь в использовании экранных громкоговорителей?

Я не сказал бы, что новые иммерсивные форматы как-то повлияли на экранные каналы, скорее, выросла общая интенсивность микширования саундтреков. Сегодня во всех миксах независимо от их формата присутствует больший динамический диапазон и более широкий спектр частот. Всё это требует громкоговорителей нового поколения – тех, что лучше воспроизводят низкие и высокие частоты, имеют более чистый звук, меньше искажений и линейную фазовую характеристику даже на высоких уровнях звукового давления. 
 
Какие уроки вы извлекли, работая с новыми форматами в студиях пост-продакшн?

В таких студиях гораздо больше уделяют внимания звуку, чем в местах демонстрации фильмов. В студиях перезаписи и в демо-залах критично, чтобы звукорежиссёр услышал все детали звукового ряда. И вы, безусловно, выиграете, если будете использовать оборудование, оптимизированное с точки зрения эффективности и качества. На сегодня наиболее многообещающие проекты – это залы, где одновременно устанавливаются обе системы – Atmos и Auro. Система Atmos имеет две линии surround-громкоговорителей, расположенных по всей длине зала, но они не всегда подходят для Auro. Поэтому все они настраиваются таким образом, чтобы достичь некоего компромисса между форматами. 
 
Профессионалы в области пост-продакшн используют термин «translation». Можно ли применить его к иммерсивным форматам?

Термин «translation» означает, что звук, который слышат зрители в кинотеатрах, должен быть идентичен тому, который слышат звукорежиссёры студий перезаписи. Это не имеет отношения к формату. Очень важно изначально использовать правильное тщательно откалиброванное оборудования, которое воспроизводит каждый звук и делает точный баланс и детализацию. Хорошим примером является характерная работа с басами в студии перезаписи. Допустим, что вы микшируете низкие частоты, и ваши громкоговорители не могут воспроизвести все сигналы, которые затем проходят через записывающее устройство. После этого инженер, который делает BluRay-мастеринг, будет иметь дело с нежелательным низкочастотным грохотом или шумом. Если бы эта проблема была выявлена ещё на стадии перезаписи, её ещё можно было бы исправить. Но теперь инженер вынужден копировать то, что есть.

Система многоканального звука Auro 11.1 в бельгийской Galaxy Studios.JPG

Разве в кинематографическом звуке нет стандартов, ограничивающих диапазон частот воспроизведения?

Система X-curve разработана специально для того, чтобы обеспечить некоторую согласованность систем озвучивания. Однако то, что громкоговорители соответствуют этим основным стандартам, ещё не гарантирует того, что они смогут работать в любых условиях. Особенно это относится к огромному числу громкоговорителей, выпущенных какое-то время назад и искажающих звук.

Многие элементы в современных саундтреках накладывают на громкоговорители очень серьёзные требования. Например, эффекты взрыва в приключенческих фильмах. Система громкоговорителей должна справляться с этими экстремальными задачами без того, чтобы катушки сабвуферов соскальзывали со своих мест, а высокочастотные драйверы ломались.

Вы можете сказать, что внедрение иммерсивных форматов вдохнёт новую жизнь в кинематографический звук?

На сегодняшний день не публика решает, какой формат озвучивания она хотела бы иметь. Цель всех этих технологий многоканального звука – захватить внимание зрителей, так погрузить их в сюжет, чтобы они вообще не задумывались над тем, откуда идёт звук. Однако все эти разговоры о новых форматах способствуют тому, что всё больше кинозрителей начинают обращать внимание на качество звука, и это здорово.


Кинотеатр ArcLight в Южной Калифорнии оборудован системой озвучивания Dolby Atmos.JPG


Некоторые сети развлекательных учреждений стараются соответствовать самым высоким стандартам. Когда я узнал, что в кинотеатре ArcLight поставили 4К-проекторы и лучшие акустические системы, я понял, что я не напрасно потратил свои 18 долларов за билет. Я понял, что зрелище будет стоить этих денег.

Подробную информацию о громкоговорителях, входящих в системы многоканального звука, можно получить у менеджера по продажам:

Николай
Тел.: +7(920) 019-18-18
E-mail: Nikolay@sistema-stage.ru

Возврат к списку

Наши партнеры

Задать вопрос / узнать цену

Отправить