"Анюта": сбывшаяся мечта
19.04.2021
В Марийском театре оперы и балета громкая премьера - балет «Анюта».
Знаменитая постановка чеховского рассказа «Анна на шее» с музыкой композитора Валерия Гаврилина и с хореографией легендарного Владимира Васильева начала свое путешествие по российским и мировым сценам больше 30 лет назад. Причем начала необычно – с телеэкрана: в 1982 году советскому зрителю сначала показали фильм-балет «Анюта», а спустя четыре года, в 1986, премьера одноименного балета состоялась сначала в неаполитанском театре «Сан-Карло» и через несколько месяцев - на сцене Большого театра.
В апреле 2021-го в Йошкар-Оле «Анютой» торжественно открыли XIX Фестиваль имени Галины Улановой – традиционную уже для марийского зрителя, но от этого не менее предвкушаемую неделю сплошного балета, во время которой в труппу главного оперного театра республики временно «вливаются» солисты лучших оперно-балетных сцен России: Мариинки, Большого, театра Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского театра в Санкт-Петербуге, Кремлевского балета.
Перемен этих – множество. Как сказал на пресс-конференции перед началом фестиваля художник-постановщик «Анюты», заслуженный деятель искусств России Виктор Вольский: «Место действия меняется каждые пять минут». Церковь и бальная зала, осенний бульвар и занесенная снегом улица, гостиная, спальня или кабинет его превосходительства – каждая картина складывается из изумительно правдоподобных в своем исполнении мягких задников, поддержанных постановочным светом.
С 2014 года Марийский театр оперы и балета живет и работает в специально для него построенном здании с комплексом современного сценического оборудования. И быстрая и точная смена мягких декораций, светового оформления сцены столько раз за спектакль, сколько этого требует видение художника-постановщика, давно уже не проблема, а просто одна из задач. Которые все вместе ведут к одной необычной цели – сделать кинематографический балет.
В этой характеристике «Анюты», наверное, и есть один из секретов его долгожительства и такой верной зрительской любви.
В Марийском театре оперы и балета громкая премьера - балет «Анюта».
Знаменитая постановка чеховского рассказа «Анна на шее» с музыкой композитора Валерия Гаврилина и с хореографией легендарного Владимира Васильева начала свое путешествие по российским и мировым сценам больше 30 лет назад. Причем начала необычно – с телеэкрана: в 1982 году советскому зрителю сначала показали фильм-балет «Анюта», а спустя четыре года, в 1986, премьера одноименного балета состоялась сначала в неаполитанском театре «Сан-Карло» и через несколько месяцев - на сцене Большого театра.
В апреле 2021-го в Йошкар-Оле «Анютой» торжественно открыли XIX Фестиваль имени Галины Улановой – традиционную уже для марийского зрителя, но от этого не менее предвкушаемую неделю сплошного балета, во время которой в труппу главного оперного театра республики временно «вливаются» солисты лучших оперно-балетных сцен России: Мариинки, Большого, театра Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского театра в Санкт-Петербуге, Кремлевского балета.
- Я мечтал о нем давно, еще в старом театре Шкетана (до 2014 года Марийская опера делила здание с Национальным театром драмы им.М.Шкетана – авт. ), - признавался потом в интервью художественный руководитель Марийской оперы, министр культуры, печати и по делам национальностей республики Марий Эл Константин Иванов. – Но это было просто невозможно технически. «Анюта» - спектакль сценографически очень сложный: мы задействовали практически все наше штанкетное хозяйство, чтобы сразу вывесить весь спектакль и правильно проводить перемены декораций.
Перемен этих – множество. Как сказал на пресс-конференции перед началом фестиваля художник-постановщик «Анюты», заслуженный деятель искусств России Виктор Вольский: «Место действия меняется каждые пять минут». Церковь и бальная зала, осенний бульвар и занесенная снегом улица, гостиная, спальня или кабинет его превосходительства – каждая картина складывается из изумительно правдоподобных в своем исполнении мягких задников, поддержанных постановочным светом.
С 2014 года Марийский театр оперы и балета живет и работает в специально для него построенном здании с комплексом современного сценического оборудования. И быстрая и точная смена мягких декораций, светового оформления сцены столько раз за спектакль, сколько этого требует видение художника-постановщика, давно уже не проблема, а просто одна из задач. Которые все вместе ведут к одной необычной цели – сделать кинематографический балет.
В этой характеристике «Анюты», наверное, и есть один из секретов его долгожительства и такой верной зрительской любви.
- Это не условный спектакль. Он очень подробный, точный, детальный - в декорациях, в костюмах, в реквизите, - рассказывает в специально снятом о закулисье «Анюты» фильме технический директор постановки, главный режиссер Марийской оперы Сергей Шепелев. – А смена картин – это как смена кадров.С «Анюты» рекомендуют начинать знакомство с балетом неискушенным. Чеховский сюжет, многим еще со школы знакомый, в котором, как обычно, под внешним «бытовизмом» - бездонная пропасть людских взаимоотношений. И все это бережно и то же время виртуозно передано танцевальной пластикой, музыкой, сценографией. Чего еще желать для первой встречи, чтобы случились вторая, третья, беконечная?