Нижнетагильский драматический театр. Поворотный круг. «Двенадцать стульев»
Поворотный круг в Нижнетагильском театре драмы продолжает свое триумфальное шествие по постановкам. В премьере сезона 2017-2018 «Двенадцать стульев» поворотный круг вновь стал одним из полноправных действующих лиц. Более того – самим фактом своего существования подал идею интересного сценографического решения.
Главный акцент – серый цвет и нарочитая грубость исполнения. Пыльная суконная старость города Старгорода – в полной в гармонии с общей серостью эпохи. В центре сцены, на поворотном круге, словно наскоро сколоченная казенная еще одна сцена-трибуна. И семьдесят (!) безликих рогожных стульев, среди которых миражами вспыхивают и тут же ускользают от преследователей те самые заветные двенадцать из гарнитура мадам Петуховой.
- На сцене практически ничего и нет, кроме этой груды стульев, – комментирует Дмитрий. - Но в этом как раз и есть новая выразительность.
Поворотный круг в контексте этой новой выразительности – это «пластическая штука, которая дает динамику», «заводная машина», «патефонная пластинка». Густонаселенный и беспрерывно вращающийся, словно бегущий без цели и направления, – таким он предстает в «Двенадцати стульях».
Атмосферу спектакля-хроники, черно-белого кино, словно смонтированного «по живому» каким-то безумным режиссером, в «Двенадцати стульях» поддерживает хроника реальная: параллельно действию идет демонстрация документальных фильмов Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» и «Киноглаз».
Именно хорошо работающий круг в сочетании с бесконечным разбегом новых, но уже идеально подзатертых и «состаренных» ногами актеров досок планшета и привел Дмитрия к мысли, что оформление сцены может быть совсем минималистичным.Художник-постановщик спектакля «Двенадцать стульев» Дмитрий Разумов:
- Часто бывает так, что приезжаешь в театр и люди сразу предупреждают: на круг даже не рассчитывай. Поэтому в Нижнем Тагиле нас так и заинтересовало это оборудование.
Главный акцент – серый цвет и нарочитая грубость исполнения. Пыльная суконная старость города Старгорода – в полной в гармонии с общей серостью эпохи. В центре сцены, на поворотном круге, словно наскоро сколоченная казенная еще одна сцена-трибуна. И семьдесят (!) безликих рогожных стульев, среди которых миражами вспыхивают и тут же ускользают от преследователей те самые заветные двенадцать из гарнитура мадам Петуховой.
- На сцене практически ничего и нет, кроме этой груды стульев, – комментирует Дмитрий. - Но в этом как раз и есть новая выразительность.
Поворотный круг в контексте этой новой выразительности – это «пластическая штука, которая дает динамику», «заводная машина», «патефонная пластинка». Густонаселенный и беспрерывно вращающийся, словно бегущий без цели и направления, – таким он предстает в «Двенадцати стульях».
Атмосферу спектакля-хроники, черно-белого кино, словно смонтированного «по живому» каким-то безумным режиссером, в «Двенадцати стульях» поддерживает хроника реальная: параллельно действию идет демонстрация документальных фильмов Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» и «Киноглаз».
Дмитрий Разумов:
- Круг движется постоянно, после каждой сцены и прямо во время сцен, причем с разной скоростью. Естественно, все повороты были прописаны заранее и на прогоны и спектакли мы уже выходили с готовой партитурой движения.
Накладок в работе оборудования не было – ни на прогонах, ни на спектаклях, хотя на репетициях мы его и погоняли немало, и нагружали хорошо. Круг ровный, не дергается, работает ровно, стабильно. И тихий – это я заметил, несмотря на то, что в нашем очень музыкальном спектакле шум оборудования был не очень критичен.