Марийский национальный театр оперы и балета им. Э. Сапаева. «Сильва»
Новая «Сильва» в постановке режиссера и художника Сергея Шепелёва наверняка запомнится зрителю, помимо всего прочего, еще и необычными сценографическими решениями.
Одна сцена хорошо, четыре — лучше
Сцены в привычном всем понимании в «Сильве» нет. Есть несколько сцен.
Роль первой сцены выполняет оркестровая яма.
По ходу действия хор по специально сделанным ступеням поднимается на вторую «сцену» — непосредственно планшет, где и происходят все основные сюжетные повороты.
Третья сцена — это стационарная конструкция-станок на третьем плане планшета, оформленная сверху жесткой сварной металлической аркой 9 метров в диаметре и мягкими декорациями-занавесами. Оркестр разместили на четвертой и последней сцене, расположенной позади третьей.
Такая многоярусная сценография работает на воплощение главной режиссерской задумки Сергея Шепелёва — передать в постановке атмосферу настоящего парижского кабаре. Пусть не детально, но в настроении, мотивах, аромате. И, конечно, без сцены — яркой, акцентной точки, эпицентра бурлящей развлечениями и страстями жизни — невозможно было обойтись.
По той же причине «переписано» первое действие оперетты: в трактовке Шепелёва это представление в кабаре «Орфеум».
Успеть за полминуты
Верхняя механика в «Сильве» используется вполне классически: оформление сцены мягкими и жесткими декорациями.
Нужную плотность размещения обеспечили близко расположенные штанкетные подъемы, а почти мгновенную и точную смену — компьютерная система управления механикой. Все смены положений декораций заранее записали в память пульта в нужных параметрах.Сергей Шепелёв:Мы объединили первое и второе действие, поэтому развесить декорации надо было на минимальном расстоянии друг от друга, чтобы потом быстро менять — за полминуты.
Полет нормальный
Еще один эффектный момент постановки — появление главной героини. Сильва в буквальном смысле прилетает с неба. Сидя на качелях, медленно спускается с девятиметровой высоты, исполняя свой вокальный номер. Качели закреплены на индивидуальном декорационном подъеме.
Конечно, для оперной певицы такие полеты — это, мягко говоря, дополнительное волнение, но с технической стороны сделано все, чтобы свести это волнение к минимуму. Многократно проверенная тросовая система лебедки, плавное движение и точная остановка подъема.
Несколько секунд полета оправдывают себя на сто процентов — удивлением зрителей и мгновенно созданным воздушно-праздничным настроением.
Все только начинается
Йошкар-олинская пресса уже назвала «Сильву» самой зрелищной и многочисленной (на сцене одновременно находятся до 70 человек) постановкой последних лет.
Однако Сергей Шепелёв уверен — настоящие зрелища еще впереди.
— Работа над «Сильвой» шла ускоренными темпами. Если бы у нас было больше времени, мы могли бы придумать что-то еще более необычное.
В ближайших планах — использовать в репертуарном спектакле элементы светомеханического шоу приборов, поставленного в свое время к открытию нового здания Марийской оперы.
— Уж очень оно зрителям нравится, просят повторить.