Екатеринбургский ТЮЗ. «Русалочка» в деталях
Постановка режиссера Романа Феодори стала одной из самых громких и обсуждаемых тюзовских премьер 2015 года. Во многом – из-за своей неожиданной, буквально сказочной сценографии (художник-постановщик Даниил Ахмедов, художник по свету Тарас Михалевский).
Кто видел, тот уже успел ахнуть. Наверняка в тот самый момент, когда главная героиня, мирно дремавшая на камушке, вдруг вспорхнула и поплыла над сценой. В буквальном смысле слова. А потом там же, на высоте, непринужденно помахивая плавниками, расположились ее сестры-русалки, отец, бабка, морские коньки и прочая подводная живность...
И, утерев слезы после финальной сцены, зрители, конечно, хотят знать – а как все это сделано?
О некоторых технических особенностях постановки «Русалочки» нам рассказал завпост Екатеринбургского ТЮЗа Александр Игоревич Мельников.
Летать не страшно
Для Русалочки, которая перемещается активнее всех: и вверх-вниз, и параллельно порталу, тюзовские театральные инженеры сконструировали специальное немеханизированное полетное устройство. Так что полет главной русалки – в буквальном смысле дело рук рабочих сцены.
А вот ее сестер поднимают и опускают две электронно-синхронизированные индивидуальные лебедки.
Подвесы для всех летающих актеров заказывали на московской фабрике циркового оборудования. Специальные пояса, тросы, обшитые черным бархатом, – это и удобство, и маскировка, и безопасность.
Гвозди бы делать из этих людей
Отдельная тема – дефиле морских коньков. Кто поверит, что плавное, ровное, действительно как сквозь воду движение обеспечивают... просто люди. «Люди в черном», как их называют в ТЮЗе. Невидные и неслышные зрителю, они перекатывают по сцене морских коньков в специальных конструкциях, напоминающих высокие стулья. И вообще все, что линейно движется по сцене: группу актеров-скульптур, ширму, морского царя, его мать. А «нечеловечески» правильное движение – просто результат огромного количества репетиций.
Но почему руками?
В
Там же, под станком, спрятан генератор мыльных пузырей. Туда же прячутся и оттуда появляются актеры.
Кнопку нажал – и поехало
– Вам и механика-то, получается, особо не нужна...
– Как это не нужна? – удивляется Мельников. – Очень даже нужна.
Все базовое оформление мизансцен – на штанкетных подъемах: огромный морской конек, спустившийся «с неба», паруса, рвущиеся во время шторма, шахматный порядок подвеса люстр в бальной зале дворца.
Дважды в спектакле задействуются люки-провалы: для появления и исчезновения ведьмы и мальчика-статуи. Привычно и классически, но новизны в «Русалочке» и так хватает.
– Все картины, все перемены положений декораций заранее прописаны в памяти пульта, — говорит Александр Игоревич. – Занавес опустился, оператор джойстик подвинул, и все поехало туда, куда нужно.
Плюс на минус
Без чего еще невозможно представить тюзовскую «Русалочку» – так это без ее светового оформления. Свет – и физика, и лирика постановки. Гарантия, что зритель увидит только то, что ему положено видеть в данный момент, и мощный инструмент создания настроения: подводно-сказочная цветовая гамма, тонкие переходы и точные движения.
Реконструкция театра была отмечена обвалом рубля 2014 года, но световое оборудование тогда удалось сохранить в запланированном объеме и качестве. Сегодня очевидно – старались не зря.
Есть лишь одна проблема, впрочем, общая для многих свежереконструированных театров: для гастролей значительную часть светового оборудования приходится или арендовать, или везти с собой. И корректировать световую партитуру под развеску принимающей стороны.
Так что будете в Екатеринбурге – непременно сходите, посмотрите оригинал. Очевидцы говорят – потрясающее зрелище, которого, кстати, никто из задействованных в «Русалочке» членов труппы и техперсонала не видел в качестве зрителя, из зала. Второго состава у спектакля нет. А техническая сложность такая, что даже завпост с премьеры и по сей день дежурит за сценой.
Не цель, а средство
– Вы прямо хотите все тайны сразу раскрыть, – Александр Игоревич вроде бы и шутит, но наполовину серьезно.
Ну да, хотим – почему бы и нет? Ведь даже если разбирать постановочные чудеса по слагаемым, сумма от этого не поменяется. И волшебная сила «Русалочки» Феодори не в цирковых трюках, не в оригинальных костюмах, не в идеальном свете, не в говорящей хореографии, не в вызывающей слезы музыке. А в том, как все это нанизано одно на другое.
На такой спектакль можно идти всей семьей. Дети увидят чудо и сказку. Взрослые увидят, услышат, поймут то, что каждому в этот момент ближе. Например, что любовь – самоценность. И даже если твой принц оказался клоуном, тебе все равно дадут бессмертную душу...
Спасибо за предоставленные фотографии Софии Насыровой и сайту Тараса Михалевского.