+7 (831-30) 6-98-99

Драма на оперной сцене

Саровский драматический театр побывал с гастролями в Марийском государственном театре оперы и балета, сцену которого в 2014 году оснащала оборудованием фирма «Система». Впечатлениями от работы на йошкар-олинской площадке поделился заведующий постановочной частью Саровской драмы Виктор Бессараб.

Что опере хорошо, с тем драма - справится

Театр оперы и балета в среде инсталляторов сценического оборудования считается особой кастой. По количеству оснащенных «ТОиБов», как по медалям, определяют уровень, профессионализм, опыт. Но при всем своем масштабе и технической сложности оперная сцена – не универсальная матрешка, в которой легко разместить любые жанры «попроще».

Поэтому драматические гастроли саровчан в Марийской опере – это скорее из серии эксперимента, чем объективного тестирования. Просто театры творчески дружат уже больше десяти лет, йошкар-олинский балет в Сарове гастролирует минимум раз за сезон, вот наконец состоялся и «ответный визит».

И вполне ожидаемо, что адаптироваться под особенности принимающей стороны пришлось еще на этапе отбора гастрольного материала. Например, в саровском театре каждая вторая постановка завязана на поворотном круге, а на балетной сцене круга нет, так как нет на него репертуарного спроса. Зато есть огромная оркестровая яма, другой свет, непривычная драме система звукоусиления.
Но со всеми этими нюансами справились на месте: световые сценарии подкорректировали, со второго спектакля уже играли с микрофонами, благо при всей специфике оборудование новое и современное.

-  Это для нас – проблема, а для хозяев – необходимость, - философски говорит Виктор Бессараб.
Но был один раздел оперно-балетного сценического комплекса, который и драма оценила однозначно восторженно – механика сцены и компьютерная система управления.

Так и должно быть

- За пульт нас «не пустили», - признается Виктор, как ни странно, с полным пониманием «строгости» йошкар-олинских коллег. – Я, к примеру, тоже не люблю, когда даже на нашем относительно простом оборудовании работает кто-то «чужой». Поэтому мы абсолютно не в претензии: все-таки и с самой хорошей техникой нужно сначала поучиться работать.
Поэтому просто передали оператору свое «ТЗ» - какие скорости нам нужны, какие координаты, в какой момент и что должно двигаться, и со стороны понаблюдали, как быстро и просто все программируется, когда у тебя в распоряжении датчики и алгоритмы. И потом на четырех наших спектаклях один человек прекрасно отработал все перемещения декораций. А у нас их много делается прямо на глазах у зрителей. Вот это, конечно, здорово. Так и должно быть.

Мы не жалуемся, мы мечтаем

- Для нас самое сложное при работе с верхней механикой - это даже не физическое усилие, которое нужно прикладывать, потому что часть подъемов - ручные. Сложнее контролировать координаты на глаз. Особенно когда декорация состоит из нескольких фрагментов и нужно их точно стыковать.
А если еще перемещать декорацию надо при затемнении, то приходится изобретать разные подручные способы. Например, считать во время подъема-спуска. Вот только люди – не роботы, считают-то все в разном темпе, так что это не очень спасает, - делится Виктор. – Поэтому нам так и запомнились йошкар-олинские реалии. И мне кажется, им самим там очень нравится работать. Если бы у меня было такое оборудование, мне бы точно нравилось.

Сценический комплекс Саровского драматического театра был введен в эксплуатацию в 2006 году, и оснащала его тоже фирма «Система». Но за 13 лет воды утекло очень много, и то, что когда-то было технической экзотикой, новинкой – например, та же компьютерная система управления, сегодня уже стандарт. Осталось только этот стандарт масштабировать на российские театры.

- Знаете, я за свою практику видел разные театры – и лучше, чем у нас, и гораздо хуже. Вот взять хотя бы наш фестиваль сказок: многие участники - театры из отдаленных, крошечных городов. И они ходят, смотрят, завидуют: да у вас! да нам бы такое! да вы еще на что-то жалуетесь?! А мы и не жалуемся. Мы - мечтаем.