+7 (831-30) 6-98-99

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

2005

2004

2003

2002

2001

2000

1999

1998

1997





Нижнетагильский драматический театр им. Д. И. Мамина-Сибиряка

Описание
проекта
Состав
оборудования
Фотогалерея

Нижнетагильский драматический театр им. Д. И. Мамина-Сибиряка в неофициальных обсуждениях часто называют «путинским объектом» за то, что средства на его реконструкцию были выделены после прямого вмешательства президента.

Однако на практике это означало не только достаточный для добротного оснащения театра бюджет, но и постоянный личный контроль за работами властей всех уровней: от мэра Нижнего Тагила до полпреда УрФО и Администрации президента. А еще — меньше года на выполнение строительной и сценической частей и жесткие требования к качеству.

Второй особенностью проекта «Нижний Тагил» стал обвал рубля в декабре 2014 года и как следствие — катастрофический рост цен на импортные комплектующие, световое и звуковое оборудование.

Но все хорошо, что хорошо кончается. Мы завершили оснащение «президентской» сцены на месяц раньше установленного контрактом срока, удержали проект в рамках первоначального бюджета и сохранили заявленный уровень исполнения.

Объем работ

Проектирование и полная замена светового, звукового, механического оборудования и планшета сцены. Поставка и монтаж одежды сцены. Монтаж систем технологической связи и телевидения. Оснащение студии звукозаписи.

Детали

В 2013 году «Система» выполнила проект реконструкции. Все замеры наши проектировщики делали заново — обычная в случаях оснащения старых театров практика. Проект успешно прошел государственную экспертизу, и в сентябре 2014 наши специалисты зашли на объект.

Состояние сценического оборудования театра на тот момент было плачевным: старые и слабые для сцены такого размера прожекторы, без светофильтров. Всем давно мешающий выносной софит-мост — просто трубы, торчащие из козырька сцены. Небольшой комплект турового звука. Механизированные противовесные и ручные декорационные подъемы. Советские пульты управления 70-х годов. Доброе слово можно было сказать только о поворотном круге — если бы так сильно не шумела его лебедка...

Механика

В проекте мы предложили театру беспротивовесную систему сценических подъемов. Противовесными остались только пять софитных подъемов сцены. Старый выносной неподвижный софит-мост заменили подъемно-опускной алюминиевой фермой на цепных беспротивовесных лебедках.

37 декорационных подъемов — штанкетные фронтальные и боковые, подъем АРЗ — работают на вертикальных беспротивовесных лебедках с канатоукладчиками. Тихие и компактные, эти лебедки разместили на галереях. А на колосниках — еще 6 лебедок индивидуального подъема декораций.

Антрактно-раздвижной занавес сцены можно с помощью пульта управления поднять на уровень колосников. Алюминиевая ферма с полотном движется по жестким боковым направляющим, так что занавес не раскачивается, а значит, никого и ничего не задевает. Кроме АРЗ, на сцене смонтированы три поплановых занавеса: 2 электрических и 1 ручной.

На случай ЧП сцену оснастили еще одним занавесом — автоматизированной огнезащитной шторой немецкой фирмы Stoebich, специалиста по противопожарной безопасности с мировым именем.

Последний штанкет арьера через специальный люк в планшете опускается в трюм, в помещение декорационного сейфа. Там штанкет нагружают мягкими декорациями и таким образом переправляют их на сцену.

Подвесных боковых световых башен у театра до реконструкции не было. Теперь — по 3 с каждой стороны. Их легко перемещать по планам или вообще отодвинуть, к примеру, для выноса из карманов высоких декораций. Плюс мы реконструировали две уже имеющиеся портальные световые башни.

Стены, колосники, галереи, штанкетные площадки пришлось тщательно укреплять — здание 1955 года выпуска не рассчитывали на такое количество оборудования, грузоподъемность штанкетов и вес софитов. Но, если бы театр не отказался от противовесной системы, не помогло бы никакое усиление.

Нижняя механика сцены — это прежде всего обновленный поворотный круг диаметром 12 метров. Металлоконструкции старого круга были в приличном состоянии, поэтому заменили только лебедку, трособлочную систему, катки, поставили датчики движения. Теперь круг Нижнетагильской драмы — это плавные разгон и торможение, диапазон скорости до 1 м/с, индивидуальный пульт управления, возможность позиционирования, тихая работа и безопасность.

В круге сделали, по заказу театра, 10 отверстий для люков-провалов, в каждое из которых можно быстро установить перекатной люк-провал. Все поставленные театру люки — с особыми телескопическими рабочими площадками, которые при подъеме могут пройти совокупную толщину планшета и перекрытий более 40 см.

Управляет сценической механикой компьютерная система Magic — самая функциональная из разработанных «Системой» на сегодняшний день. Возможности ее наглядно продемонстрировало техническое шоу, которое «Система» поставила к открытию театра: сложные комбинации движений штанкетных и софитных подъемов, синхронизация и задержка по времени, ставшая визитной карточкой Magic «волна» штанкетов.

Мы обычно позиционируем Magic как систему управления «с запасом» — потому что в нее можно включить до 250 приводов (и это не окончательные цифры, ведь под каждый проект программное обеспечение наши специалисты дорабатывают индивидуально). Однако сцена Нижнетагильского драмтеатра сегодня укомплектована механическим оборудованием «по полной». Добавлять и прибавлять пока просто некуда. Можно только работать.

Свет

Больше трети всего нового светового парка театра — светодиодные приборы: заливной свет, профильные и линзовые прожекторы от Philips Selecon. Использование светодиодов было почти вынужденной мерой. Старые вводы электрокоммуникаций не «потянули» большую мощность подключения. Так что не было бы счастья, да несчастье помогло, потому что помимо низкого энергопотребления светодиодные прожекторы — это еще и мощный световой луч высокого качества, невероятно количество цветовых оттенков без использования светофильтров плюс белый свет различной цветовой температуры. И актерам на сцене не жарко.

Несмотря на финансовый кризис, удалось практически полностью сохранить запроектированный еще в 2013 году постановочный свет: более 50 автоматизированных линзовых прожекторов Philips Selecon в лирах Comandor со скроллерами Slim, профильные прожекторы и парблайзеры ETC, стробоскопы Martin Professional, колорченджеры Clay Paky, приборы с полным вращением PR Lighting. Управление светом — консоль ЕТС.

Звук

Схема озвучивания зала и сцены — классическая, обычная для хорошего драматического театра. Портальные и центральный кластеры акустических систем, системы озвучивания подбалконного пространства, арьерный звук, напольные сценические мониторы, боковые «прострелы», система front-fill для подзвучивания передних рядов и позиционирования звука.

Акустические системы, распределенные по залу, предназначены для окружения зрителя звуком — например шумом дождя, голосами толпы, пением птиц.

Все электроакустическое оборудование — фирмы Proel.

Дополнительные возможности

В дополнение к световому и звуковому комплексу мы поставили в театр оборудование для фронтальной и обратной видеопроекции, оборудование несветовых эффектов: генераторы снега, дыма, тумана, мыльных пузырей, сценические вентиляторы. Оснастили студию звукозаписи.

Технологические системы

Одинадцать камер технологического телевидения (фойе, вход и панорама зала, панорама сцены), технологическая связь и трансляция выведены на пульт помощника режиссера.