+7 (831-30) 6-98-99

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

2005

2004

2003

2002

2001

2000

1999

1998

1997





Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева, Йошкар-Ола

Описание
проекта
Состав
оборудования
Фотогалерея

Лето 2014 года стало особым в культурной жизни Марийской республики. 24 июня торжественно открылось новое здание театра оперы и балета им. Э. Сапаева.

Еще в 2006 году, только начиная этот масштабный проект, глава республики Леонид Маркелов уже уверенно заявлял: новый театр будет театром европейского уровня, лучшим в Поволжье по архитектуре и оснащенности.

Множество компаний приняли участие в решении этой амбициозной задачи. Среди них — фирма «Система». Мы создали в театре полноценный сценический комплекс: механическое оборудование, постановочный свет, электроакустика, системы технологической связи, трансляции, телевидения.

Считается, что проектировать и оснащать театр-«новостройку» по умолчанию удобнее и легче. Но и в этом случае могут понадобиться специальные технические решения.

Особая гордость новой Марийской оперы — орган. Инструмент этот требует определенной и постоянной температуры воздуха и влажности. Однако при установке органа его трубы расположили в непосредственной близости от световых лож и дальнего выноса. Для решения проблемы «Система» предложила использовать светодиодные профильные прожекторы Robert Juliat — их теплоотдача во много раз меньше, чем у галогенных приборов, а яркость и качество луча не вызывают вопросов у профессионалов. К тому же светодиоды потребляют гораздо меньше электроэнергии.

Еще одна техническая сложность возникла на этапе проектирования нижней механики. Театр хотел иметь на своей сцене мобильные люки-провалы, которые можно быстро перемещать между отверстиями в планшете. Но слишком большая толщина бетонных перекрытий (более 400 мм вместе с толщиной планшета) не дала бы люкам нормально работать: не хватало величины выноса площадки. Поэтому специально для театра Йошкар-Олы была разработана принципиально новая конструкция перекатного люка-провала. Усовершенствованная площадка ножничного типа встает точно вровень с планшетом на сценах практически любых параметров. Работа над оснащением Марийской оперы еще не была закончена, а люк новой конструкции приобрели несколько российских театров.

При организации верхней механики сцены были задействованы практически все виды театральных лебедок производства фирмы «Система». Беспротивовесные вертикальные — для фронтальных штанкетных подъемов, беспротивовесные горизонтальные — для боковых, вальные лебедки — на подъемах арьера, а также лебедки индивидуального подъема, противовесные и беспротивовесные софитные лебедки. Специальная вертикальная лебедка повышенной грузоподъемности (1000 кг) была разработана для антрактно-раздвижного занавеса, так как по желанию заказчика занавес должен был работать еще и как подъемно-опускной.

Обязательная вещь для любого оперного театра — оркестровая яма. В Марийском театре она представляет собой площадку размером более 90 квадратных метров, установленную на восьми толкающих цепях Serapid. В движение многотонную конструкцию приводит один мощный — 37 киловатт — мотор. Площадка делает три остановки: трюм, планшет, зрительный зал. В положении «зал» на нее можно установить до 100 дополнительных зрительских мест.

Яма оснащена системой безопасности. В случае необходимости вход в трюм или движение площадки мгновенно блокируются. Работой ямы можно управлять при помощи беспроводного радиопульта — с планшета сцены или даже стоя на самой площадке.

Все элементы комплекса сценической механики включены в единую компьютерную систему управления Magic. Она позволяет выстраивать настоящие механические «спектакли», в которых каждый «актер» появляется на сцене в строго определенном месте и в строго определенное время.

В создании постановочного освещения Марийского театра принимал участие художник по свету Большого театра Василий Мельников. По его словам, комплекс получился практически неограниченным по своим возможностям. Рассеянный свет, линзовые прожекторы в цифровых лирах «Система», профильные прожекторы, прожекторы PAR, следящий свет, приборы с полным вращением, приборы спецэффектов. Selecon, ETC, Clay Paky, Martin Professional, Robert Juliat. Светодиодные прожекторы Robert Juliat в световых ложах оснастили компактными скроллерами Slim XT производства фирмы «Система» — идеальное решение для ограниченного пространства. Театр получил и большое количество скроллеров Spectrum Pro («Система»), чтобы свободно использовать их на различных прожекторах.

Управляют световым комплексом пульты Congo: основной, резервный, мобильный. В случае поломки одного «дублеры» доведут спектакль до конца.

Кроме того, для Марийской оперы был подобран полноценный комплект видеопроекционного оборудования — уникальные четырехламповые проекторы EIKI, объективы, экраны фронтальной и обратной проекции, профессиональный многоформатный проигрыватель Tascam.

Ключевой момент для оперного театра — акустика, прежде всего архитектурная. Но качественная система звукоусиления обязательна даже в акустически идеальном помещении. Тем более, если театр предполагается использовать как многофункциональную площадку.

Выбор оборудования Meyer Sound был очевидным решением: портальный и центральный кластеры, фронтальные громкоговорители для озвучивания передних рядов зрительного зала, сценические «прострелы», выкатные сабвуферы. Акустические системы разместили и по периметру зала — для создания пространственных звуковых эффектов.

Парк разнофункциональных микрофонов был дополнен устройствами позиционирования микрофона «Галилео» от фирмы «Система» в комплекте с пультом управления.

Технологическая связь, телевидение и система трансляции связали в единое целое сцену, фойе и служебные помещения театра.